НОО Профессиональная наука, Нижний Новгород, ул. Горького 4/2, 4 этаж, офис №1

Понятие и сущность управления социально-экономическим развитием региона

Бухтаев С.И.,

обучающийся ФГБОУ ВО Бурятская ГСХА

 

Аннотация. В статье поднимается вопрос об эффективном развитии сибирского региона. Социально-экономическое развитие отображено с точки зрения методологических принципов управления.

Автором рассмотрены группы методов регионального управления.

Также освещен сравнительный анализа административных и экономических методов управления.

Ключевые слова: Управление региональным развитием, принципы социально-экономического управления, комплекс территориальных ресурсов, экономика развития региона.

 

Иркутская область расположена в пределах Байкальского региона, имеет площадь 775 тыс. кв. км и население 2,5 млн. человек. Большая часть демографического потенциала сосредоточена на юге области, очаги расселения расположены вдоль основных транспортных коридоров, в частности Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. Остальные части территории освоены недостаточно, население и хозяйственная деятельность сконцентрированы по долинам крупных рек и побережью озера Байкал.

Управление региональным развитием осуществляется с помощью разнообразных стратегий, программ, конкретных действий и каких-то определенных едино разовых управленческих решений, с помощью которых стимулируется развитие экономики региона, создаются новые рабочие места, расширяются возможности для различных видов экономической активности, которые являются приоритетными для региона в данный момент времени.

Если говорить о наиболее действенных инструментах управления региональным развитием, то к их числу можно отнести стратегическое управление и региональный маркетинг.

Информационную базу исследования составили статистические материалы по отраслям социально-экономической сферы территорий РФ, методические рекомендации министерств и ведомств, законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и другие.

Высокая эффективность, а иногда даже необходимость осуществления стратегического управления и планирования доказаны годами хозяйственной практики. Стратегическое планирование преследует цель, в первую очередь, повысить уровень благосостояния населения в регионе и создать условия для его дальнейшего роста.

При управлении социально-экономическим развитием региона важно понимать, что, во-первых, регион – это сложная система, во-вторых, каждый элемент, составляющий региональную систему, для своего управления требует разработки специфического механизма управления, и, в-третьих, эти механизмы не должны противоречить друг другу [1].

Рассмотрим систему методологических принципов регионального управления.

  1. Принцип использования региональных преимуществ в территориальном распределении труда.

В основе системы управления социально-экономическим развитием региона должен лежать принцип использования социально-экономического и природно- климатического потенциала региона. Использование природно-климатических и социально-экономических преимуществ региона в территориальном разделении труда, должно способствовать комплексному развитию региональной экономики. Результатом действия этого принципа является агломерационный эффект в строительстве и реконструкции, который проявляется в активизации использования возможностей, порождаемых территориальной близостью промышленных предприятий. В результате этого также возникают предпосылки создания и использования межотраслевых производств, специализирующихся на обслуживании всей промышленности региона не зависимо от ведомственной подчиненности. В данном случае в результате специализации и кооперации, продукция производится с меньшими издержками, происходит экономия транспортных затрат.

Весь комплекс территориальных ресурсов, имеющихся в данном регионе должен эффективно использоваться как в каждой отрасли отдельно, так и путем внутри регионального перераспределения, при этом перераспределение должно осуществляться в пользу тех отраслей, которые показывают наибольшую эффективность использования ресурсов.

  1. Принцип целевого управления. Социально-экономическое развитие региона имеет определенные цели, как указывалось в п. 1.1. Логично, что управление социально-экономическим развитием региона должно быть направлено на достижение этих целей, что в итоге приведет к реализации главной цели – росту уровня жизни населения на основе повышения конкурентоспособности региона в целом и последовательного перехода регионального хозяйства на режим саморазвития. При этом важно, чтобы цель развития региона была количественно четко определенной, конкретной и зафиксированной по срокам достижения.
  2. Принцип объединения интересов всех структур, принимающих участие в региональном воспроизводственном процессе. Безусловно, в процессе регионального воспроизводства участвуют большое количество структур, имеющих каждая свои интересы и возможно, что интересы одних структур могут противоречить другим. Поэтому при организации механизма управления процессом воспроизводства необходимо создавать условия, при которых достигался бы оптимальный баланс интересов всех взаимодействующих структур.
  3. Принцип самофинансирования. Данный принцип основывается на том, что развитие региона должно осуществляться в первую очередь за счет собственных финансовых средств, то есть тех доходов, которые образуются на территории региона как результат хозяйственной деятельности.
  4. Принцип экономической самостоятельности предполагает существование в регионе различных форм собственности и экономической самостоятельности их собственников. Принцип экономической самостоятельности обуславливает свободу экономического механизма от директивного вмешательства государства в процесс социально-экономического развития региона. Для обеспечения этого принципа необходимо четкое закрепление границ полномочий и функций между различными уровнями власти, определение четких «правил игры» всех субъектов хозяйствования и региональных структур.
  5. Принцип зависимости эффективности экономического развития региональной экономики и формирования ресурсной базы социального и общеэкономического развития региона. Успешное развитие региональной экономики сегодня должно быть основой для социально-экономического прогресса региона, стимулировать развитие экономики и рост ее эффективности в будущем.
  6. Принцип ответственности за реализацию функций управления.

Сочетание всех вышеперечисленных принципов создаст предпосылки формированию устойчивой и надежной системы управления социально- экономическим развитием региона. Выбор же конкретных инструментов и методов управления определяется именно сформированной на этой основе системой управления, закрепленной в законодательных и нормативно-правовых актах.

В зависимости от признаков, которые кладут в основу классификации, можно выделить такие группы методов регионального управления:

  1. По форме проявления на рыночные процессы – прямые и непрямые (косвенные).
  2. По широте оказываемого влияния – общеэкономические и выборочные (селективные).
  3. По каналам влияния – экономические и административные.
  4. По формам реализации – налоговые, бюджетные, денежно-кредитные, антимонопольные, ценовые, внешнеэкономические, институциональные.

Рассмотрим основные формы прямого и непрямого влияния на региональное развитие [2]. К числу прямых методов относят:

  • бюджетное финансирование экономических и социальных программ, инвестиционных проектов;
  • предоставление субвенций отдельным предприятиям, которые либо производят стратегически важную для государства продукцию, либо организовывают производство в сложных социально-экономических условиях;
  • разработку социально-экономических прогнозов и планов развития;
  • осуществление национализации или приватизации объектов и др.

К непрямым формам влияния на социально-экономические процессы в регионе относят:

  • предоставление налоговых льгот предприятиям, выполняющим социальные функции;
  • создание привлекательного инвестиционного климата в регионе;
  • введение дифференцированных форм амортизации с целью ускорения технической реконструкции и модернизации производства;
  • регулирование цен на продукцию госсектора, социально-значимые товары, товары предприятий-монополистов.

Что касается общеэкономических и селективных методов регулирования, то первые оказывают влияние на все субъекты экономики региона (к их числу относят бюджетные, денежно-кредитные, ценовые методы), а вторые носят выборочный характер и их влияние направлено на определенных субъектов хозяйствования или группы субъектов.

В условиях развития рыночных отношений в экономике и экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов очень важным является выбор оптимального сочетания административных и экономических методов управления. Только формирование единой системы управления, объединяющей экономические и административные методы, может стать залогом успешного развития и функционирования экономики региона.

Рассмотрим основные способы воздействия на экономику региона экономических и административных методов управления. Экономические методы являются результатом формирования в нашей стране рыночных основ хозяйствования, административные имеют длительную практику использования.

Арсенал административного вмешательства в социально-экономическое развитие региона очень широк. Методы административного управления базируются на отношениях власти и подчинения, свойственных данной региональной системе. Заданием административной деятельности региональных органов власти является координация направлений деятельности хозяйствующих субъектов. Административные методы регионального управления призваны обеспечить интересы не отдельных субъектов хозяйствования в регионе, а в целом интересы всей региональной системы. Важным является отслеживание процесса удовлетворения интересов одних субъектов хозяйствования без ущерба других в целях обеспечения обще региональной стратегии развития.

К административным методам управления относят:

  • определение условий и порядка разгосударствления и приватизации муниципальных предприятий;
  • определение условий приобретения, создания и преобразования объектов муниципальной собственности;
  • установление порядка и условий создания или преобразования объектов инфраструктуры, размещение их на территории региона;
  • определение порядка     государственной регистрации         коммерческих предприятий;
  • определение порядка лицензирования отдельных видов деятельности;
  • установление порядка предоставления и изъятия земельных участков;
  • установление правил пользования природными ресурсами;
  • размещение предприятий различных форм собственности [3, с. 113].

Органы регионального управления наделены достаточно широкими правами использования методов административного управления, которые влияют как на деятельность отдельных субъектов хозяйствования в регионе, так и на региональную экономику в целом. Административные методы базируются на обязательности исполнения предписаний, а также предполагают возможность принудительного воздействия на предприятия и организации, нарушающие установленные правила.

Формами осуществления административных методов являются:

  • установка правил, регулирующих деятельность предприятий и организаций разных форм собственности;
  • разработка прямых административных распоряжений и постановлений, которые имеют обязательный характер;
  • оказание влияния на субъекты регионального хозяйствования при помощи надзора и контроля.

На данный момент наиболее эффективными методами административного регулирования являются:

  • прямое участие в деятельности предприятий;
  • участие за счет государственных закупок, прямых субсидий и субвенций производителям, прямого финансирования разработок новых разновидностей товаров в формировании спроса на отдельные виды товаров;
  • ограничение производства определенных видов товаров, а также ограничение части определенного производителя на рынке.

Вышеописанные методы административного управления и формы их осуществления выражают прямое влияние на объекты управления в целях и интересах органа управления. Они основаны на конкретных заданиях, направленных на достижение определенной цели региональной системы. С их помощью осуществляются процессы приватизации в регионе, создаются и развиваются муниципальные предприятия и организации, регулируется процесс

привлечения иностранного капитала, использования региональных природных ресурсов, регулируются социальные процессы в регионе.

В основе же экономических методов управления социально-экономическим развитием региона лежит совершенно другой механизм воздействия на социально- экономические процессы. Экономические методы управления базируются на экономических законах, на общих правилах поведения хозяйствующих субъектов. Их сущность заключается в том, чтобы путем непрямого влияния на субъекты экономики создавать условия для их наиболее эффективного взаимодействия в рамках тех правил, которые установлены органами управления. Такое непрямое влияние на интересы субъектов хозяйствования может осуществляться с помощью таких инструментов как налоги, кредиты, субвенции и др.

Использование экономических методов, наряду с допущением полной свободы деятельности хозяйствующих субъектов, предполагает и высокий уровень ответственности за действия и их последствия. Подобная ситуация стимулирует формирование экономического подхода при разработке и принятии решений, а именно – подготовку альтернативных вариантов решений и выбора оптимального варианта с точки зрения интересов каждого хозяйствующего субъекта.

В основе экономических методов управления лежит система стимулов, предполагающая в первую очередь экономическую заинтересованность субъектов хозяйствования, а также ответственность предприятий и организаций за последствия принятия решений.

 

Библиографический список

  1. Понамаренко С. А., Хоружий В. И. Социально-экономические подсистемы региональной экономики // УЭкС. 2011. № 35. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskie- podsistemy-regionalnoy-ekonomiki
  2. Нерушай С. И. Формирование механизма регулирования регионального потребительского рынка: Автореф… дис. канд. экон. наук. СпБ: МПРЭ РАН, 2007. 20 с.
  3. Миронова Т. Л., Добровольська О. П., Процай А. Ф., Колодий С. Ю. Управління розвитком регіону: Навчальний посібник. К.: ЦНЛ, 2006. 328 с.