НОО Профессиональная наука, Нижний Новгород, ул. Горького 4/2, 4 этаж, офис №1

Оргалит как альтернатива холсту в масляной живописи

Майоров Денис Александрович

старший преподаватель кафедры живописи

Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, г. Орел

Аннотация: в статье рассматривается оргалит (ДВП) как альтернативный холсту материал в качестве основы для масляной живописи. Статья адресована студентам, преподавателям и всем интересующимся пейзажной живописью.

Ключевые слова: оргалит, ДВП, масляная живопись, холст на огралите.

В практике и истории живописи маслом сложилось так, что наиболее значимым в качестве основы стал холст. Это заметно как по музейным собраниям и выставкам, так и по конъюнктуре рынка произведений живописи. Помимо художественных галерей и музеев, произведения живописи приобретают и частные лица. Среди этой публики присутствую как люди, разбирающиеся в живописи, так и откровенные дилетанты. Последние при покупке произведений масляной живописи руководствуются принципом «нравится – не нравится». Как привило, основным условием для таких «ценителей», должно быть то, что масляная живопись непременно должна быть исполнена на холсте с подрамником. В определенном смысле, сочетание «холст на подрамнике» стало для неискушенной публики неким эталоном качества. Иной раз, доходит до того, что живопись, выполненная на картоне или ином другом материале, рассматривается ими как нечто из разряда подделок. Такие «ценители» порой пытаются поучать художника необходимостью писать на холсте с подрамником. И их бесполезно убеждать, что выбор той или иной основы для масляной живописи делает сам художник-профессионал, в зависимости от ситуации и своих творческих потребностей. Речь не идет о художниках, кто работает лишь для широкого потребителя и пишет сугубо на заказ.

Рассматривая оргалит в качестве основы для масляной живописи, опишем технологию его изготовления и особенности данного материала. Оргалит или ДВП — древесно-волокнистые плиты (далее, в статье — оргалит) — это синтетический материал, изготовленный из смеси измельченных в опилки волокон древесины и клея. Оргалит производится в диапазоне от темно-коричневого цвета до темно-охристых тонов. Он имеет как специально обработанную (гладкую), так и необработанную поверхности. В последние годы появились листы оргалита, гладкие с обеих сторон. Обработанная сторона имеет значительную твердость, перед грунтованием необходимо слегка зачистить ее наждачной бумагой. На какой из сторон писать: на гладкой или тисненой, напоминающей зерно крупного холста — это уже на выбор художника. Но сторона с более грубой фактурой не сможет создать у зрителя впечатление, что перед ним находится ткань. Как правило, лучше пользоваться гладкой стороной, исключение – это очень пастозная манера живописи, в таком случае возможно писать и на пористой стороне.

Оргалит — довольно надежная основа для масляной живописи, вполне способная заменить собой традиционный холст на подрамнике и может использоваться как во время обучения, так и в самостоятельной творческой практике. Помимо очевидных положительных характеристик, он, как и любой другой материал, имеет некоторые недостатки. В том случае, если в качестве основы используется лист оргалита крупного размера (как правило, более 1 метра по большей стороне), то он подвержен изгибу. Особенно это ощутимо на пленэре, при ветреной погоде. Но на пленэре редко кто пишет крупные, более 1 метра по ширине или высоте этюды. Так что, для пленэрной практики листы оргалита, подготовленные должным образом являются отличным вариантом. А в условиях мастерской данный недостаток вполне можно нивелировать, приспособив лист таким образом, чтобы его не изгибало. Еще одной проблемой живописных произведений на листах оргалита крупного размера является значительный вес. Но каков бы ни был размер, живопись, выполненная на оргалите с соблюдением всех подобающих технологий очень долговечна и порой превосходит традиционную живопись на холсте с подрамником. Кроме того, холст можно приклеить и на лист оргалита. Предварительно гладкую поверхность листа оргалита зачищают мелкой наждачной бумагой для лучшего сцепления с тканью холста и приклеивают эмульсией ПВА. Далее ведется проклейка и грунтовка поверхности.

Что касается традиционного холста на подрамнике, то грамотная и качественная подготовка холста – это серьезный процесс, не терпящий ошибок в соблюдении технологии. Он требует более существенных временных и материальных затрат, нежели подготовка листа оргалита. Традиционный холст для живописи – это льняная ткань, сотканная определенным образом. В последнее время в продаже появились и холсты из хлопка. Изначально, со времени появления масляной живописи, холсты натягивались на жесткие, т.е. неподвижные подрамники. Позже, в 18 веке появились подрамники с клиньями, с помощью которых регулируют степень натяжения холста. Однако в 19 веке живописцы вновь стали работать на холстах с жесткими подрамниками. В наши дни, если присмотреться к ассортименту холстов и подрамников в магазинах для художников, можно заметить обилие подрамников с клиньями. Зачастую, даже холсты совсем небольших размеров продаются на подрамниках с клиньями. В этом есть определенный маркетинговый ход: за дополнительные детали и столярные операции, применяемые при изготовлении таких подрамников цена существенно поднимается. Однако на практике, на подрамник с клиньями сложнее натянуть холст. Помимо того, регулировать с помощью клиньев натяжение холста весьма непросто. Ведь гвозди и скобы, которыми ткань холста крепится к подрамнику не могут раздвигаться. По этой причине регулировка степени натяжения холста на таком подрамнике является малоэффективным процессом. Использование листа оргалита в качестве основы избавляет от данной проблемы. Кроме того, холст на подрамнике подразумевает должным образом выдержанную и просушенную древесину хвойных пород, которая не подвергнется возможному короблению в будущем. В идеале рейки для подрамника должны быть без сучков и прочих дефектов, иначе в дальнейшем не избежать искривления подрамника и появления складом на холсте. Найти в продаже древесину должного качества зачастую не представляется возможным, обычно она требует дополнительной просушки в течение нескольких месяцев. Еще один из недостатков холста на подрамнике при работе на пленэре – это порой чрезмерная влажность воздуха, из-за чего происходит провисание ткани. Кроме того, холст на подрамнике требует очень бережного отношения при транспортировке, иначе его можно с легкостью повредить, что порой происходит при перевозке картин на выставки. В настоящее время в магазинах для художников представлен широкий ассортимент готовых холстов на подрамниках, проклеенных и загрунтованных. Однако уже при визуальном осмотре такого холста возникают стойкие сомнения относительно его качества. Зачастую они имеют откровенно слабую натяжку, при транспортировке в магазин могут быть продавлены и иметь другие механические дефекты. Заявленное количество слоев клея и грунта на таких готовых холстах зачастую также вызывает сомнения. Изготовлением подобной продукции занимаются разные производители: от Подольского комбината товаров для художников (на базе бывшего комбината художественного фонда СССР) до отечественных индивидуальных предпринимателей и китайских производителей, юридический адрес которых находится в России. И среди всего этого многообразия довольно редко можно найти готовые холсты должного качества, обычно их можно приобрести лишь в крупных городах. Основная проблема качества подобных товаров в том, что раньше, во времена СССР производство товаров для художников контролировалось технологами и другими специалистами, имеющими отношение к Союзу художников. В итоге холсты и подрамники поступали в продажу вполне достойного качества. Серьезному художнику во все времена было необходимо умение самостоятельно приготовить холст, и сегодня эти навыки как никогда актуальны. Некачественная подготовка живописной основы – это проблема не только нашего времени. Большое количество работ известных мастеров, писавших на холстах фабричного изготовления, грешат плохой сохранностью. Как пример – некоторые холсты И.Е. Репина, краски которых имеют плохое сцепление с грунтом. Реставраторам стоило немалых усилий предотвратить осыпание красок с картин великого мастера.

Описав технологические проблемы и недостатки холста на подрамнике, вернемся к теме оргалита как альтернативе. Для живописных практик листы оргалита необходимо должным образом подготовить. Изначально, с гладкой стороны их зачищают мелкой наждачной бумагой для лучшего сцепления с клеем, как правило, приготовленным из желатина. После 1 – 2 слоев проклейки происходит грунтовка холста. Для этого вполне подходящим вариантом может быть готовый акриловый грунт для живописи, имеющийся в продаже. Перед нанесением его надо предварительно разжижить водой. Данный грунт является тянушим, поэтому при необходимости, поверх него в качестве завершающего, можно нанести жидкий слой желатинового клея или разведенную водой эмульсию ПВА. В зависимости от творческих потребностей, оргалит может быть использован как самостоятельно, так и с наклеенным на него холстом, который также проклеивается и грунтуется. Для устранения возможного выгибания, на оборотную сторону приклеивается тонкая бумага или же наносится слой желатинового клея. Подготовка листа оргалита для масляной живописи – несравненно более легкая задача по сравнению с изготовлением холста на подрамнике. Оргалит — вполне качественная надежная и неприхотливая альтернатива традиционному холсту, особенно при работе на пленэре. Данная основа для живописи, должным образом подготовленная, практически не реагирует на перепады температуры и влажности воздуха. Оргалит вполне «прощает» некоторые ошибки, которые могут возникнуть у неопытного художника при подготовке холста на подрамнике. Кроме того, живопись на оргалите прекрасно переносит транспортировку на выставки. При желании, даже в условиях мастерской художник может писать на листах оргалита крупного размера. Для предотвращения выгибания в этом случае будет уместен деревянный каркас с оборотной стороны. Для поддержки и выравнивания своих картин большого размера на полотнах из ДВП знаменитые мастера используют цельный жесткий самостоятельный деревянный решетчатый каркас из тонких реек, просто прислоненный с обратной стороны картины и зафиксированный с рамой. Приклеивать деревянные рейки к ДВП нельзя. При этом имеющаяся легкая искривленность поверхности может сохраняться. Для решения этой проблемы есть способ, полученный из опыта реставраторов Третьяковской галереи. Суть в том, что основу картины из оргалита большого формата укрепляют легким деревянным решетчатым каркасом, прочно прикрепленным к листу оргалита с оборотной стороны картинной плоскости. Он выравнивает и удерживает всю ее поверхность в плоскости, оставаясь при всем этом полностью подвижным. Из истории живописных материалов, стоит напомнить, что дерево – наиболее ранний материал. Знаменитую «Джоконду» Леонардо да Винчи написал на тополиной доске маслом, по сей день традиционно на досках пишут иконы темперой. Холст стал применяться позднее, примерно с XVI в., более широко с XVII в. Холст, четыре рейки, натяжка, закрепление гвоздями и плоская поверхность готова. Приготовление холста на подрамнике происходило намного быстрее и проще, чем приготовление доски, но не так прочно. Но, если картину впоследствии предстоит обязательно снять с подрамника и свернуть, что уже сокращает ей срок жизни, то холст — это лучший вариант.
Подводя итог, хочется еще раз подчеркнуть, что оргалит в качестве основы для живописи – вполне достойная альтернатива холсту как в процессе обучения живописи, так и в последующей творческой практике.

Литература

  1. А.В. Виннер. Как работать над пейзажем масляными красками. Москва, Сварог и К, 2000г.