Кандыба Наталья Николаевна,
преподаватель ГБПОУ РО «Октябрьский аграрно-технологический техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
по ПМ.01 Выполнение механизированных работ в растениеводстве
МДК.01.01 Технология механизированных работ в растениеводстве
Тема урока: Технология вспашки
Место проведения — ГБПОУ РО «ОАТТ»
Группа – М-2-20
Профессия – 35.01.11 Мастер с/х производства
Преподаватель – Кандыба Наталья Николаевна
Тема урока: «Технология вспашки»
Методическая цель урока: Развитие у студентов опорных, а также формирование новых знаний о процессе первичной обработки почвы при активном использовании мультимедийно-комбинированных технологий подачи контента различного характера на всем протяжении урока.
Цели урока: 1. Образовательные:
- рассмотреть методологию оборота пласта почвы.
- ознакомиться с принципами комплектования пахотного агрегата.
- изучить основные аспекты подготовки поля для выполнения пахотных работ.
- сформировать категорийно-понятийный аппарат по теме «Технология вспашки».
- Развивающие:
- развивать навыки логического мышления.
- развивать умение обосновывать свои высказывания, делать выводы.
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- воспитывать бережное отношение к технике.
- прививать интерес к профессии.
Тип урока – комбинированный
Вид урока – рассказ, беседа, устный опрос, тестовая работа.
Методы обучения – словесный, наглядный, репродуктивный, эвристический.
Междисциплинарные связи – ОП 5 Основы агрономии (Темы «Почва, её состав и свойства», «Обработка почвы»), ПМ 01 МДК 01.02 (Тема «Эксплуатационные регулировки трактора ДТ-75, неисправности и способы их устранения», «Механизмы навески и прицепные устройства трактора ДТ-75М»).
МТО урока – презентация к уроку, компьютер, проектор, плакаты. Литература — Н.И. Верещагин, А.Г. Левитин и т. д. «Организация и технология механизированных работ в растениеводстве» – М: ИРПО; изд. Центр «Академия 2019г., — 416с.
Интернет-источники:
- Агротехнические требования к вспашке [Электронный ресурс] URL: http://kalxoz.ru/str/2vspachkahtm (дата обращения: 09.01.2022).
- Классификация плугов, их типы [Электронный ресурс] URL: http://tractor-server.ru/klassifikaciya-plugov-i-ix-tipy/ (дата обращения: 07.01.2022).
- Плуги [Электронный ресурс]. Подробное описание. URL: http://k-a-t.ru/sxt/2-pochva3_plug1/index.shtml (дата обращения: 08.01.2022.
План урока
Этапы | Содержание | Методы работы | Время, мин |
1. | Организационный момент | устно | 1 |
2. | Целеполагание и мотивация | устно | До 2 |
3. | Актуализация опорных знаний | устно | До 4 |
4. | Формирование новых понятий | устно, запись | До 30 |
4.1. | Агротехнические требования, предъявляемые к проведению пахотных работ | запись | |
4.2. | Существующие виды оборота пласта почвы при пахотных работах | запись | |
4.3. | Комплектование пахотного агрегата на примере трактора ДТ-75 и плуга ПЛН-4-35 | запись, тест | |
4.4. | Принципы подготовки поля для выполнения пахотных работ | запись, устно | |
5. | Закрепление усвоенных знаний и умений | карточки, устные вопросы | До 6 |
6. | Рефлексия, оценка самостоятельной работы, оценка эмоционального настроения. | устно | До 3 |
7. | Домашнее задание | 1 |
Формирование профессиональных и общих компетенций
Код | Наименование результата обучения |
ПК. 2 | Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве |
ОК .3 | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей деятельности |
ОК .4 | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач |
ОК .5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
Ход урока
Этапы урока | Время | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | ЭСО
|
||||||||
I. Организационный момент | 1 мин. | Преподаватель приветствует, делает перекличку, проверяет готовность к уроку | Подготовка к работе на уроке | презентация к уроку | ||||||||
II. Целеполагание и мотивация | 5 мин. | Преподаватель: Ребята! С давних времен человек любыми способами пытался прокормить себя и свою семью. Одним из таких способов является земледелие – выращивание в почве продуктов питания. Испокон веков и по настоящее время главным видом обработки почвы остается вспашка, поэтому тема нашего урока звучит следующим образом: «Технология вспашки».
Тема урока выводится на экран. Преподаватель: Основная цель нашего урока заключается в поэтапном ознакомлении с общим процессом проведения пахотных работ; изучении основных принципов комплектования пахотного агрегата, а также подготовки поля для проведения работ. [слайд 3] В процессе проведения урока вам надлежит фиксировать новую для вас информацию в своих тетрадях. По окончанию урока, с целью проверки усвоения вами нового материала, вам будет предложено выполнить определенные задания. Кроме того, при выставлении оценки будет обязательно учитываться активность на уроке. Будьте активны. По ходу урока студентам предлагается выполнить тест из 3х вопросов. Ранжирование ответов на тест и их оценка приведены в таблице ниже. Таблица 1. Критерии оценивания ответов студентов
Правильный ответ при работе с карточкой, либо ответ на заданный вопрос или актуальное дополнение к ответу другого студента дает студенту дополнительно 2 балла. Активность на уроке учитывается преподавателем субъективно и может добавить 1-2 балла студенту. Общая оценка активности студента суммируется и не может превысить 5 баллов. |
Студенты записывают тему урока |
Слайды презентации |
||||||||
III. Актуализация опорных знаний | 4 мин. | Преподаватель: Ребята, мы уже знаем, что вспашка – это способ первичной обработки почвы. В связи с этим у меня есть к вам вопрос: [слайды 4-6]
— Какие типы сельскохозяйственных орудий применяются для выполнения вспашки? — Перечислите основные узлы плуга ПЛН-4-35. — Какое количество корпусов установлено на данном плуге? — Для чего на плуг установлены предплужники? Преподаватель: Ребята, мы также изучали понятие МТА. Кто может ответить на вопросы: — Расшифруйте аббревиатуру МТА. — Поясните, что такое пахотный агрегат? Приведите пример любого пахотного агрегата. Преподаватель: Ребята, сейчас мы детально рассмотрим процесс вспашки, узнаем о некоторых тонкостях данной работы, уточним существующие виды вспашки, познакомимся с технологией комплектования пахотного агрегата, принципами подготовки поля. |
Студенты устно отвечают на вопросы, помогают друг другу. | |||||||||
IV. Формирование новых понятий | 25 мин. | Преподаватель: Любая технология в сельском хозяйстве заключается в выполнении определенного перечня операций, нацеленных на достижение конкретной цели.
Технология вспашки – это комплекс взаимосвязанных операций, позволяющих произвести глубокую обработку почвы с соблюдением правил. Вспашка – это основной прием обработки почвы, при котором осуществляется оборачивание пахотного слоя, крошение и перемешивание почвы. В результате происходит насыщение почвы кислородом, влагой, происходит заделка растительности под почву, что благоприятно сказывается на последующем росте сельскохозяйственных культур. * Прошу студентов записать в тетради определение понятия «Вспашка» [слайд 7] В содержание технологии вспашки входят такие элементы, как подготовка МТА; подготовка поля; выбор способа движения агрегата; работа агрегата в загоне; контроль качества выполненных работ. Преподаватель: Ребята, давайте посмотрим несколько реальных примеров полей после выполнения вспашки [слайд 8] Преподаватель: Отдельно остановимся на содержании агротехнических требований, предъявляемых к проведению пахотных работ. 4.1. Агротехнические требования[слайд 9] Как правило, вспашку проводят в агротехнические сроки при достижении физической спелости почвы (для глинистой это 50-65% наименьшей влагоемкости, суглинистой 40-70%). Не следует пахать влажную почву, так как она не крошится, а налипает на колеса и рабочие органы, вследствие чего увеличиваются тяговое сопротивление плуга и затраты энергии на вспашку. Глубина вспашки должна соответствовать заданной. Допускается отклонение средней глубины вспашки от установленной: — не более 0,01 м на выровненных полях — не более 0,02 м на участках с неровным рельефом. Во время проведения вспашки необходимо контролировать оборот пласта почвы. Оборот должен быть полным, земля должна быть рыхлой. Наличие пустот в почве не допускается. Кроме того, поворотные полосы должны быть полностью обработаны. Размеры поперечного сечения пластов должны быть одинаковыми, а их оборот — полным и с качественной заделкой сорняков, жнивья и внесенных на поверхность поля удобрений. Поверхность пашни должна быть слитной, а при зяблевой вспашке — слегка гребнистой. Необходимо, чтобы пахотный агрегат двигался прямолинейно. Категорически не допускается наличие огрехов или незапаханных клиньев. Свальные гребни и развальные борозды должны быть разделаны и выровнены. Высота свальных гребней не более 7 см, а глубина вспашки под ними не менее половины заданной. * Прошу студентов записать в тетради тезисы агротехнических требований, предъявляемых ко вспашке. [слайд 9] 4.2. Существующие виды оборота пласта почвы Свойства почвы в различных природно-климатических условиях и в разных регионах планеты могут сильно различаться, поэтому нередко приходится применять разные способы ее обработки при возделывании. В нашей стране чаще всего используют вспашку лемешными плугами, в процессе которой происходит рыхление пахотного слоя, оборот пласта и заделка растительных остатков. Существуют такие виды вспашки, как со взметом пласта, культурная с предплужниками, с полным оборотом пласта, безотвальная, с почвоуглублением, с вырезными корпусами, ярусная. [слайд 10] * Ребята! Вы рассмотрели некоторые виды вспашки. А теперь я предлагаю вам заслушать краткую характеристику отдельных видов вспашки и отметить это в тетради. Вспашка с полным оборотом пласта предназначена для уничтожения растительного покрова путем заделки его на дно борозды. Полного оборота пласта достигают при использовании рабочих органов с винтовыми поверхностями. Такую вспашку рекомендуется использовать при обработке целинных земель. * Прошу студентов записать в тетради тезисы следующего вида вспашки: «Полный оборот пласта». [слайд 11] Взмет пласта применяют для создания наибольшей поверхности пашни с целью обеспечения максимального воздействия на почву воздуха, тепла и света. Такой вид обработки получается при использовании винтовых рабочих поверхностей, когда ширина пласта меньше, чем его толщина. Взмет пласта используется при обработке задернённых почв. Во время вспашки пласты поднимаются и последовательно укладываются друг на друга под некоторым углом. * Прошу студентов записать в тетради тезисы следующего вида вспашки: «Взмёт пласта». [слайд 12] Культурную вспашку выполняют корпусами с цилиндроидальными (культурными) рабочими поверхностями и предплужниками при основной обработке легких старопахотных почв. При такой обработке пласт почвы крошится лучше и полнее заделывает растительные остатки. * Прошу студентов записать в тетради тезисы следующего вида вспашки: «Культурная вспашка». [слайд 13] Безотвальная вспашка представляет собой разновидность глубокого рыхления, которое выполняют плужными корпусами без отвалов. Основная задача безотвальной вспашки – увеличение влагопроницаемости почв в зонах недостаточного увлажнения, подверженных ветровой эрозии или расположенных на склонах. * Прошу студентов записать в тетради тезисы следующего вида вспашки: «Безотвальная вспашка». [слайд 14] 4.3. Комплектование пахотного агрегата на примере трактора ДТ-75 и плуга ПЛН-4-35 Преподаватель: Ребята, сейчас мы посмотрим видеоролик, который демонстрирует процесс работы пахотного МТА. Этот материал следует смотреть внимательно, т.к. после просмотра вам предстоит дать ответы на вопросы по теме видеоролика. [слайд 15] * Посмотрев видеоконтент, студенты письменно отвечают в своих тетрадях на следующие вопросы: [слайд 16] — Какой вид вспашки был применен в рассмотренной ситуации? — Какой тип движителя имел трактор, агрегатированный с плугом? — Какое количество корпусов имел плуг? Преподаватель: Ребята, теперь мы переходим к изучению правил комплектования пахотного агрегата. Сейчас вы увидите видеоролик, на котором запечатлен трактор ДТ-75 с плугом ПЛН-4-35 во время выполнения пахотных работ.[слайд 17] Преподаватель: Весьма захватывающее зрелище, не правда ли? Давайте детально разберемся, каким образом возможно подготовить подобный агрегат к работе. А начнем мы с главного элемента пахотного агрегата – трактора ДТ-75. Подготовка трактора проводится следующим образом – выполнение ежесменного технического обслуживания, а также настройка навески трактора для работы с плугом. Преподаватель: Прошу ответить на вопрос: — В чем заключается выполнение ЕТО трактору ДТ-75? Перечислите виды работ. Для работы с навесным плугом механизм навески трактора настраивается по двухточечной схеме. При установке механизма навески трактора по двухточечной схеме обе продольные тяги его присоединяются в одной точке. Второй точкой соединения служит крепление верхней центральной тяги, находящейся с ней в одной плоскости. Орудие, соединенное с трактором по двухточечной схеме, работает как прицепное. С навеской по этой схеме трактор может работать как по прямой, так и по дуге большого радиуса. * Прошу студентов записать в тетради принципы подготовки трактора ДТ-75 [слайд 18] Второй компонент пахотного агрегата – плуг ПЛН-4-35. Подготовка плуга начинается с проверки его комплектности. Не лишним будет также проведение технического обслуживания, установка недостающих рабочих органов, регулировка параметров плуга. Подтягивают гайки резьбовых соединений, смазывают солидолом трущиеся поверхности, снимают защитные покрытия с поверхностей. Установка рабочих органов на плуг – это корректная расстановка предплужников и дискового ножа. Стойки предплужников закрепляют на раме плуга так, чтобы пласты почвы с корпусов свободно проходили в промежутки между предплужниками и корпусами. Следует обращать внимание на то, что полевые обрезы лемехов и отвалов у корпусов должны находиться в одной вертикальной плоскости. Консоль дискового ножа должна поворачиваться на стойке на угол 20°, а нож свободно, без заеданий вращаться на оси. Как правило, лезвия лемехов у всех корпусов должны быть параллельны, а носки и пятки лемехов лежать на параллельных прямых. Глубину вспашки устанавливают изменением высоты расположения опорного колеса плуга. * Вопрос к студентам о подготовке плуга на глубину вспашки, например на 25 см. Затем прошу студентов записать в тетради принципы подготовки плуга ПЛН-4-35 [слайд 19] Подготовка агрегата заключается в соединении плуга с трактором и дальнейшей настройке плуга на глубину вспашки: 1. Опустить винтовым механизмом опорного колеса плуг до касания корпусов поверхности площадки. 2. Соединить плуг с трактором, путем подведения трактора задним ходом к плугу так, чтобы тяги навесной системы трактора соединить с соответствующими элементами навески плуга. В поле устанавливают окончательную глубину вспашки. Агрегат, предназначенный для проведения пахотных работ, можно считать подготовленным. * Прошу студентов записать в тетради принципы подготовки пахотного агрегата [слайд 20] Преподаватель: Помимо представленного, также применяют прочие пахотные агрегаты. Некоторые из них представлены на следующем видео. Прошу смотреть внимательно! * Предлагаю просмотреть видеоряд, содержащий процесс вспашки с применением различных тракторов и сельскохозяйственных орудий. [слайд 21] 4.4. Принципы подготовки поля для Одним из важных факторов успешного проведения вспашки является предварительная подготовка поля. Необходимо очистить поле от пожнивных и растительных остатков. На поле не должно быть препятствий (канав, бугров, ям и т.п.), которые могут нанести ущерб рабочим агрегатам. Неустранимые препятствия отметить вешками. Затем, в зависимости от размеров, конфигурации и рельефа поля выбирают направление и способ движения, вид поворота. Разбивают поле на загоны. Отбивают поворотные полосы, устанавливают вешки для первых проходов агрегата. * Прошу студентов записать в тетради принципы подготовки поля [слайд 22] |
Слушают преподавателя, записывают, задают вопросы.
Записывают в тетради определение понятия «Вспашка» Студенты записывают в тетради тезисы агротехнических требований, предъявляемых ко вспашке.
студенты записывают в тетради тезисы «Полный оборот пласта».
студенты записывают в тетради тезисы «Взмёт пласта».
студенты записывают в тетради тезисы «Культурная вспашка».
студенты записывают в тетради тезисы «Безотвальная вспашка».
видеоролик Студенты просматривают видеоконтент и письменно отвечают в своих тетрадях на вопросы
Студенты просматривают видеоролик
Отвечают на поставленный вопрос
Студенты записывают в тетради принципы подготовки трактора ДТ-75
Студенты записывают в тетради принципы подготовки плуга ПЛН-4-35
Студенты записывают в тетради принципы подготовки МТА Студенты смотрят видеоряд, содержащий процесс вспашки
Студенты записывают в тетради принципы подготовки поля |
Презентация Презентация к уроку Презентация к уроку
Презентация к уроку Презентация к уроку |
||||||||
V.Закрепление усвоенных знаний и умений. | 6 мин | После прохождения основной рабочей линии урока, предлагаю студентам выполнить короткую «контрольную работу», чтобы выяснить, насколько внимательны они были в течение урока.
С этой целью я раздаю нескольким ребятам заранее подготовленные карточки с заданиями. Остальные будут принимать участие в финальном устном обсуждении темы урока. [слайды 23-29] Вопрос №1: Назовите цель выполнения вспашки. Вопрос №2: Назовите вид вспашки, при котором происходит подъём пластов почвы с их дальнейшим укладыванием друг на друга под некоторым углом. Вопрос №3: Назовите агротехнические требования, предъявляемые к вспашке. Вопрос №4: Укажите согласно агротехническим требованиям, допустимый диапазон отклонений от глубины вспашки. Вопрос №5: Назовите минимальный перечень операций для подготовки трактора ДТ-75 к выполнению пахотных работ в составе МТА. Вопрос №6: Объясните правила подготовки плуга ПЛН-4-35 к вспашке. Вопрос №7: Что должен сделать механизатор, если на поле, которое он будет обрабатывать, имеются препятствия, мешающие движению трактора? * Внимательно слушаю ответы студентов. После этого собираю заполненные карточки с ответами и анализирую их. Студенты в своих тетрадях выполняли небольшой тест после просмотра видеоролика про «процесс работы пахотного МТА». Вывожу на экран правильные ответы на вопросы теста и прошу студентов проверить свои варианты ответов. [слайд 30] Уточняю результаты проверки ответов. Прошу их самостоятельно начислить себе за это баллы. Если справились все, объясняю это внимательным отношением к уроку, хвалю студентов. |
Студенты (3-5 человек) получают карточки с заданиями.
Остальные устно отвечают на вопросы. Студенты проверяют свою тестовую работу. Оценивают свою работу и усвоение материала. |
|||||||||
VI.Рефлексия, оценка эмоционального настроения. | 3 мин | Интересуюсь у студентов: понравился ли им урок? Было ли все понятно или какие-либо моменты требуют дальнейшей проработки? Содержалась ли в уроке новая для них информация? Если урок не понравился, прошу пояснить, почему?
1. Выставляю оценки за работу на уроке, даю краткий анализ выполненных работ. Преподаватель: Ребята, сегодня мы с вами изучили тему проведения пахотных работ, познакомились с агротехническими требованиями к проведению процесса, узнали новые виды вспашки, применяемые на полях, разобрались с правилами подготовки МТА к работе, а также поля для обработки почвы. * Делаю вывод о достижении цели урока. |
Студенты отвечают на вопросы, оценивают свой эмоциональный настрой |
|
||||||||
VII. Домашнее задание | 1 мин | Пользуясь конспектом, сделанным во время урока, а также учебником Н.И. Верещагин, А.Г. Левитин и т. д. «Организация и технология механизированных работ в растениеводстве» – М: ИРПО; изд. Центр «Академия 2019 г., — 416с. (Стр. 123-135) выучить основные понятия и определения по теме «Технология вспашки», а также подготовить сообщение на тему «Способы определения качества выполнения технологической операции» [слайд 32]
Урок окончен. Благодарю всех за работу! |
Студенты записывают задание на дом | Слайд презентации |