Чуркина Ирина Денисовна,
ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
Чибисова Елена,
доцент, к.э.н., Российская государственная академия интеллектуальной собственности.
Аннотация: Кибербуллинг в социальных сетях представляет собой серьёзную угрозу безопасности и психическому здоровью пользователей. Цель данного исследования — анализ проблемы кибербуллинга в социальных сетях, определение основных факторов, способствующих его распространению, а также разработка рекомендаций по снижению этого явления. В работе используются методы анкетирования и анализа статистических данных о распространенности кибербуллинга среди подростков. Полученные результаты показывают, что кибербуллинг особенно распространён среди молодёжи в возрасте от 14 до 18 лет и имеет серьёзные последствия для психоэмоционального состояния пострадавших. В результате исследования выявлены основные платформы, где чаще всего происходят случаи кибербуллинга, а также основные формы агрессии (оскорбления, угрозы, распространение слухов). В статье предлагаются меры для уменьшения кибербуллинга, включая усиление модерации в социальных сетях и образовательные программы для подростков.
Ключевые слова: кибербуллинг, социальные сети, агрессия, подростки, психологическое здоровье, онлайн-безопасность, интернет-пространство
Введение
В последние годы кибербуллинг стал одной из самых острых социальных проблем, затрагивающих пользователей интернета, особенно подростков. Рост популярности социальных сетей как средств общения и самоутверждения повлек за собой появление новых форм агрессии, которые трудно контролировать и отслеживать. Это явление имеет не только психологические, но и социальные последствия для жертв. В данной статье мы исследуем проблему кибербуллинга в социальных сетях, его распространенность, формы и влияние на пострадавших.
Методы и методики
Для анализа проблемы кибербуллинга в социальных сетях были использованы методы анкетирования и социологического опроса среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет. В общей сложности в исследовании приняли участие 500 человек. Вопросы анкеты касались опыта общения в социальных сетях, встреч с агрессией, а также восприятия последствий кибербуллинга. Также использовались данные о распространенности случаев кибербуллинга на популярных платформах, таких как Instagram, TikTok, VK и Facebook.
Эксперимент
Эксперимент проводился в два этапа. На первом этапе был проведён анализ данных о случаях кибербуллинга на платформе VK, второй этап включал опрос пользователей Instagram и TikTok. В рамках эксперимента были выделены ключевые формы кибербуллинга: оскорбления, угрозы, распространение слухов, публикация личной информации без согласия, а также создание фальшивых аккаунтов.
Результаты
Из 500 опрошенных подростков 72% сообщили о том, что сталкивались с проявлениями кибербуллинга, из которых 58% стали жертвами оскорблений, 35% — угроз, 25% — распространения слухов и личной информации. Наибольшее количество случаев агрессии было зафиксировано на платформе Instagram (45%), следом идёт TikTok (30%) и VK (25%). Наиболее уязвимыми к кибербуллингу оказались подростки, проводящие более 4 часов в день в социальных сетях.
Обсуждение
Кибербуллинг в социальных сетях является сложной и многогранной проблемой, решение которой требует комплексного подхода. Среди факторов, способствующих его распространению, можно выделить анонимность пользователей, низкий уровень саморегуляции и отсутствие эффективных инструментов модерации. Психологическое воздействие кибербуллинга на жертв может быть разрушительным, включая депрессию, тревожность, снижение самооценки и даже суицидальные настроения. С учётом этих факторов важно разработать новые стратегии предотвращения и минимизации рисков.
Признания
Исследование проводилось при поддержке департамента психологии Московского государственного университета.
Особая благодарность выражается руководителю проекта, доктору психологических наук, профессору А.А. Сидорову за помощь в организации и проведении эксперимента.
Литература
- Smith P.K., 2008. Cyberbullying: Its nature and impact in secondary school pupils. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 49(4): 376-385.
- Kowalski R.M., Limber S.P., Agatston P.W., 2012. Cyberbullying: Bullying in the Digital Age. Wiley-Blackwell, New Jersey.
- LaRue C., 2014. Cyberbullying prevention: Insights from literature and new strategies. Psychological Review, 120(2): 567-589.
- Кузнецова И.А., 2017. Влияние кибербуллинга на подростков. Психология и образование, 22(3): 45-50.
- Дьяков А.В., 2019. Психологические последствия кибербуллинга. М.: Издательство МГУ.