Бухтаев С.И.,
обучающийся ФГБОУ ВО Бурятская ГСХА
Аннотация. В статье поднимается вопрос об эффективном развитии сибирского региона. Социально-экономическое развитие отображено с точки зрения методологических принципов управления.
Автором рассмотрены группы методов регионального управления.
Также освещен сравнительный анализа административных и экономических методов управления.
Ключевые слова: Управление региональным развитием, принципы социально-экономического управления, комплекс территориальных ресурсов, экономика развития региона.
Иркутская область расположена в пределах Байкальского региона, имеет площадь 775 тыс. кв. км и население 2,5 млн. человек. Большая часть демографического потенциала сосредоточена на юге области, очаги расселения расположены вдоль основных транспортных коридоров, в частности Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. Остальные части территории освоены недостаточно, население и хозяйственная деятельность сконцентрированы по долинам крупных рек и побережью озера Байкал.
Управление региональным развитием осуществляется с помощью разнообразных стратегий, программ, конкретных действий и каких-то определенных едино разовых управленческих решений, с помощью которых стимулируется развитие экономики региона, создаются новые рабочие места, расширяются возможности для различных видов экономической активности, которые являются приоритетными для региона в данный момент времени.
Если говорить о наиболее действенных инструментах управления региональным развитием, то к их числу можно отнести стратегическое управление и региональный маркетинг.
Информационную базу исследования составили статистические материалы по отраслям социально-экономической сферы территорий РФ, методические рекомендации министерств и ведомств, законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и другие.
Высокая эффективность, а иногда даже необходимость осуществления стратегического управления и планирования доказаны годами хозяйственной практики. Стратегическое планирование преследует цель, в первую очередь, повысить уровень благосостояния населения в регионе и создать условия для его дальнейшего роста.
При управлении социально-экономическим развитием региона важно понимать, что, во-первых, регион – это сложная система, во-вторых, каждый элемент, составляющий региональную систему, для своего управления требует разработки специфического механизма управления, и, в-третьих, эти механизмы не должны противоречить друг другу [1].
Рассмотрим систему методологических принципов регионального управления.
- Принцип использования региональных преимуществ в территориальном распределении труда.
В основе системы управления социально-экономическим развитием региона должен лежать принцип использования социально-экономического и природно- климатического потенциала региона. Использование природно-климатических и социально-экономических преимуществ региона в территориальном разделении труда, должно способствовать комплексному развитию региональной экономики. Результатом действия этого принципа является агломерационный эффект в строительстве и реконструкции, который проявляется в активизации использования возможностей, порождаемых территориальной близостью промышленных предприятий. В результате этого также возникают предпосылки создания и использования межотраслевых производств, специализирующихся на обслуживании всей промышленности региона не зависимо от ведомственной подчиненности. В данном случае в результате специализации и кооперации, продукция производится с меньшими издержками, происходит экономия транспортных затрат.
Весь комплекс территориальных ресурсов, имеющихся в данном регионе должен эффективно использоваться как в каждой отрасли отдельно, так и путем внутри регионального перераспределения, при этом перераспределение должно осуществляться в пользу тех отраслей, которые показывают наибольшую эффективность использования ресурсов.
- Принцип целевого управления. Социально-экономическое развитие региона имеет определенные цели, как указывалось в п. 1.1. Логично, что управление социально-экономическим развитием региона должно быть направлено на достижение этих целей, что в итоге приведет к реализации главной цели – росту уровня жизни населения на основе повышения конкурентоспособности региона в целом и последовательного перехода регионального хозяйства на режим саморазвития. При этом важно, чтобы цель развития региона была количественно четко определенной, конкретной и зафиксированной по срокам достижения.
- Принцип объединения интересов всех структур, принимающих участие в региональном воспроизводственном процессе. Безусловно, в процессе регионального воспроизводства участвуют большое количество структур, имеющих каждая свои интересы и возможно, что интересы одних структур могут противоречить другим. Поэтому при организации механизма управления процессом воспроизводства необходимо создавать условия, при которых достигался бы оптимальный баланс интересов всех взаимодействующих структур.
- Принцип самофинансирования. Данный принцип основывается на том, что развитие региона должно осуществляться в первую очередь за счет собственных финансовых средств, то есть тех доходов, которые образуются на территории региона как результат хозяйственной деятельности.
- Принцип экономической самостоятельности предполагает существование в регионе различных форм собственности и экономической самостоятельности их собственников. Принцип экономической самостоятельности обуславливает свободу экономического механизма от директивного вмешательства государства в процесс социально-экономического развития региона. Для обеспечения этого принципа необходимо четкое закрепление границ полномочий и функций между различными уровнями власти, определение четких «правил игры» всех субъектов хозяйствования и региональных структур.
- Принцип зависимости эффективности экономического развития региональной экономики и формирования ресурсной базы социального и общеэкономического развития региона. Успешное развитие региональной экономики сегодня должно быть основой для социально-экономического прогресса региона, стимулировать развитие экономики и рост ее эффективности в будущем.
- Принцип ответственности за реализацию функций управления.
Сочетание всех вышеперечисленных принципов создаст предпосылки формированию устойчивой и надежной системы управления социально- экономическим развитием региона. Выбор же конкретных инструментов и методов управления определяется именно сформированной на этой основе системой управления, закрепленной в законодательных и нормативно-правовых актах.
В зависимости от признаков, которые кладут в основу классификации, можно выделить такие группы методов регионального управления:
- По форме проявления на рыночные процессы – прямые и непрямые (косвенные).
- По широте оказываемого влияния – общеэкономические и выборочные (селективные).
- По каналам влияния – экономические и административные.
- По формам реализации – налоговые, бюджетные, денежно-кредитные, антимонопольные, ценовые, внешнеэкономические, институциональные.
Рассмотрим основные формы прямого и непрямого влияния на региональное развитие [2]. К числу прямых методов относят:
- бюджетное финансирование экономических и социальных программ, инвестиционных проектов;
- предоставление субвенций отдельным предприятиям, которые либо производят стратегически важную для государства продукцию, либо организовывают производство в сложных социально-экономических условиях;
- разработку социально-экономических прогнозов и планов развития;
- осуществление национализации или приватизации объектов и др.
К непрямым формам влияния на социально-экономические процессы в регионе относят:
- предоставление налоговых льгот предприятиям, выполняющим социальные функции;
- создание привлекательного инвестиционного климата в регионе;
- введение дифференцированных форм амортизации с целью ускорения технической реконструкции и модернизации производства;
- регулирование цен на продукцию госсектора, социально-значимые товары, товары предприятий-монополистов.
Что касается общеэкономических и селективных методов регулирования, то первые оказывают влияние на все субъекты экономики региона (к их числу относят бюджетные, денежно-кредитные, ценовые методы), а вторые носят выборочный характер и их влияние направлено на определенных субъектов хозяйствования или группы субъектов.
В условиях развития рыночных отношений в экономике и экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов очень важным является выбор оптимального сочетания административных и экономических методов управления. Только формирование единой системы управления, объединяющей экономические и административные методы, может стать залогом успешного развития и функционирования экономики региона.
Рассмотрим основные способы воздействия на экономику региона экономических и административных методов управления. Экономические методы являются результатом формирования в нашей стране рыночных основ хозяйствования, административные имеют длительную практику использования.
Арсенал административного вмешательства в социально-экономическое развитие региона очень широк. Методы административного управления базируются на отношениях власти и подчинения, свойственных данной региональной системе. Заданием административной деятельности региональных органов власти является координация направлений деятельности хозяйствующих субъектов. Административные методы регионального управления призваны обеспечить интересы не отдельных субъектов хозяйствования в регионе, а в целом интересы всей региональной системы. Важным является отслеживание процесса удовлетворения интересов одних субъектов хозяйствования без ущерба других в целях обеспечения обще региональной стратегии развития.
К административным методам управления относят:
- определение условий и порядка разгосударствления и приватизации муниципальных предприятий;
- определение условий приобретения, создания и преобразования объектов муниципальной собственности;
- установление порядка и условий создания или преобразования объектов инфраструктуры, размещение их на территории региона;
- определение порядка государственной регистрации коммерческих предприятий;
- определение порядка лицензирования отдельных видов деятельности;
- установление порядка предоставления и изъятия земельных участков;
- установление правил пользования природными ресурсами;
- размещение предприятий различных форм собственности [3, с. 113].
Органы регионального управления наделены достаточно широкими правами использования методов административного управления, которые влияют как на деятельность отдельных субъектов хозяйствования в регионе, так и на региональную экономику в целом. Административные методы базируются на обязательности исполнения предписаний, а также предполагают возможность принудительного воздействия на предприятия и организации, нарушающие установленные правила.
Формами осуществления административных методов являются:
- установка правил, регулирующих деятельность предприятий и организаций разных форм собственности;
- разработка прямых административных распоряжений и постановлений, которые имеют обязательный характер;
- оказание влияния на субъекты регионального хозяйствования при помощи надзора и контроля.
На данный момент наиболее эффективными методами административного регулирования являются:
- прямое участие в деятельности предприятий;
- участие за счет государственных закупок, прямых субсидий и субвенций производителям, прямого финансирования разработок новых разновидностей товаров в формировании спроса на отдельные виды товаров;
- ограничение производства определенных видов товаров, а также ограничение части определенного производителя на рынке.
Вышеописанные методы административного управления и формы их осуществления выражают прямое влияние на объекты управления в целях и интересах органа управления. Они основаны на конкретных заданиях, направленных на достижение определенной цели региональной системы. С их помощью осуществляются процессы приватизации в регионе, создаются и развиваются муниципальные предприятия и организации, регулируется процесс
привлечения иностранного капитала, использования региональных природных ресурсов, регулируются социальные процессы в регионе.
В основе же экономических методов управления социально-экономическим развитием региона лежит совершенно другой механизм воздействия на социально- экономические процессы. Экономические методы управления базируются на экономических законах, на общих правилах поведения хозяйствующих субъектов. Их сущность заключается в том, чтобы путем непрямого влияния на субъекты экономики создавать условия для их наиболее эффективного взаимодействия в рамках тех правил, которые установлены органами управления. Такое непрямое влияние на интересы субъектов хозяйствования может осуществляться с помощью таких инструментов как налоги, кредиты, субвенции и др.
Использование экономических методов, наряду с допущением полной свободы деятельности хозяйствующих субъектов, предполагает и высокий уровень ответственности за действия и их последствия. Подобная ситуация стимулирует формирование экономического подхода при разработке и принятии решений, а именно – подготовку альтернативных вариантов решений и выбора оптимального варианта с точки зрения интересов каждого хозяйствующего субъекта.
В основе экономических методов управления лежит система стимулов, предполагающая в первую очередь экономическую заинтересованность субъектов хозяйствования, а также ответственность предприятий и организаций за последствия принятия решений.
Библиографический список
- Понамаренко С. А., Хоружий В. И. Социально-экономические подсистемы региональной экономики // УЭкС. 2011. № 35. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskie- podsistemy-regionalnoy-ekonomiki
- Нерушай С. И. Формирование механизма регулирования регионального потребительского рынка: Автореф… дис. канд. экон. наук. СпБ: МПРЭ РАН, 2007. 20 с.
- Миронова Т. Л., Добровольська О. П., Процай А. Ф., Колодий С. Ю. Управління розвитком регіону: Навчальний посібник. К.: ЦНЛ, 2006. 328 с.