Долгих Ксени Сергеевна, Мурзаева Анна Сергеевна, Ткаченко Вячеслав Михайлович, Полубабкин Виталий Петрович
ГБПОУ Московский государственный образовательный комплекс
Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема эффективного сочетания комплексного применения информационных и современных образовательных технологий при работе с учащимися в целях развития общепользовательской ИКТ-компетентности учащихся, а так же развития познавательных и творческих способностей обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: метод проектов, информационные технологии в образовании, современные педагогические технологии.
Легче всего осуществить именно те мечты, в которых не сомневаешься.
Александр Дюма старший
Каждая мечта даже самая смелая, порождается той или иной проблемой. В образовании присутствует ярко выраженная проблемная ситуация — с одной сторо¬ны, стремительно развивающиеся информационные и коммуникационные техноло¬гии активно внедряются в образовательный процесс. А с другой — применение их как средства для развития интеллекта и формирования творческого мышления учащихся имеет существенные пробелы и представляет достаточную сложность для многих педагогов.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее универсальными являются: обучение в сотрудничестве; дифференцированный подход к обучению; игровые технологии; метод проектов. Главной отличительной чертой данных направлений является особое внимание к индивидуальности человека, его личности.
В урочной и внеурочной деятельности мы используем информационные технологии в сочетании с современными образовательными. Эффективным является, например, использование таких ресурсов, как РЭШ, МЭШ, LearningApps.org, Simpoll, образовательный портал Сдамгиа, ФИПИ и т. д.
Дифференцированный подход к обучению может быть реализован с использованием современных информационных технологий и проектов. (создание проекта на интересующую тематику в конце года, создание проектов в рамках недели точных наук). Подробнее мне бы хотелось остановиться на проектной деятельности учащихся в рамках предметной недели. Нами был разработан Веб-квест.
Веб-квест в современной информационной образовательной среде следует рассматривать не отдельно, а как компонент эффективной учебной деятельности школьников, развитие их способностей, склонностей, удовлетворение их познавательных потребностей и интересов. За несколько лет нами проведены квесты на разную тематику: «Город Математики», «В поисках приключений», «Космическая одиссея», «Кабы не было зимы», «Water Fix». Участие принимают все классы от 5 до 11, учащиеся в классе выбирают роли, которые им интересны и выполняют соответствующие задания. С каждым годом задания претерпевали изменения, добавлялись новые интернет-ресурсы, актуальные среди подростков, чтобы учащиеся не потеряли интерес к игре. В рамках квестов разных лет были задания на математическую логику, работа с документами Гугл, Вики, работа с Inkscape, Компас, SketchUp, Яндекс и Гугл-дисками, работа с видеоредактором, работа с сервисом prezi.com, видеоролик на Ютуб, с использованием хэштегов, аудиозапись цифровых стихов, с использованием сервисов публикации аудиозаписей и многое другое.
Работа над проектами в рамках Недели естественных наук побуждает учащихся к самостоятельному изучению нового программного обеспечения, использованию современных информационно-коммуникационных технологий, актуальных для подростков. Благодаря этому решаются различные задачи личностно-ориентированного образования.
Подводя итог, можно сделать вывод, что современные педагогические технологии в сочетании с информационно-коммуникационными технологиями существенно повышают эффективность образовательного процесса, решают задачи воспитания всесторонне развитой, творческой личности.
Библиографический список:
1. Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. — М., «Академия», 2006.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. /Селевко Г.К. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.