НОО Профессиональная наука, Нижний Новгород, ул. Горького 4/2, 4 этаж, офис №1

Методический доклад «Работа над музыкальными образами в программно-характерных пьесах в классе «общего фортепиано» (на примере фортепианных пьес из детского альбома Германа Галынина «В зоопарке»)». Автор — Арбаева Е.А.

Cкачать файл

Методический доклад с презентацией и работой учащихся на тему:
«Работа над музыкальными образами в программно-характерных пьесах в классе «общего фортепиано» (на примере фортепианных пьес из детского альбома Германа Галынина «В зоопарке»)

Методический доклад подготовила
преподаватель отделения
дополнительный инструмент — общее фортепиано
Е.А. Арбаева

Содержание

1. Введение.

2. Основные средства музыкальной выразительности.

3. Работа над формированием представления о

музыкальных образах в программно-характерных пьесах

— «Чижик»

— «Зайчик»

— «Медведь»

— «Лебеди»

4. Заключение

5. Список литературы

  1. Введение

Обучение игре на фортепиано занимает одно из самых значимых мест в широком музыкальном воспитании и образовании. Оно — в центре всей системы разного рода кружков, студий, ДМШ и ДШИ, где «фортепиано» занимает положение, позволяющее без преувеличения назвать его «инструментом № 1». Словом, это инструмент, играющий исключительно важную роль в массовом музыкальном воспитании и образовании, и встречи с ним не избежать, по сути, никому, имеющему хоть какое-то отношение к музыке. Но следует четко понимать, что специфика занятий «общего фортепиано» и «специального фортепиано» — разные. «Специальное»: готовит пианистов – исполнителей и виртуозов, а «общее» — всесторонне развивает ученика, является дополнительным образованием.

Предмет «общее фортепиано» является неотъемлемым компонентом музыкального обучения в детской школе искусств. В первую очередь, это возможность для учащихся лично, в собственной исполнительской практике познакомиться с широким кругом музыкальных произведений отечественных и зарубежных композиторов, приобщает к сокровищам мирового музыкального искусства, способствует расширению кругозора обучающихся, развивает музыкальные и творческие способности. Общий курс фортепиано помогает юным музыкантам решить целый комплекс задач. За период обучения ученик получает определенные игровые навыки: умение самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте, играть в ансамбле, навыки чтения нот с листа. Одаренным детям все это помогает в подготовке к поступлению в средние и высшие учебные заведения по профилю.

То, что «общее фортепиано» является дополнительным, в учебном плане музыкального образования, нередко приводит к отсутствию настоящего интереса и формальному выполнению требований со стороны учащихся. По своим способностям учащиеся делятся на талантливых, одарённых, способных и со средними музыкальными данными. Но применять на уроках инновационные методические программы и методики, направленные на развитие таких свойств и качеств, как эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальный слух и музыкальное воображение, необходимо со всеми обучающимися независимо от уровня их музыкальных данных. Современные педагогические технологии позволяют не только развивать творческое воображение, но и способствуют росту исполнительского мастерства учащихся и позволяют проводить исследовательскую работу совместно с обучающимися (с.п.т. инструментарий педагогического процесса — Борис Тимофеевич Лихачев 1929–1999).

  1. Основные средства музыкальной выразительности.

Я хочу поделиться своим опытом работы над музыкальными образами в программно-характерных пьесах. Надеюсь, что это поможет преподавателям найти методы и формы работы с каждым учеником. Ведь в конечном итоге, все современные педагогические технологии, весь инструментарий педагогического процесса направлен на то, чтобы заинтересовать, раскрыть и развить потенциал каждого конкретного ученика. Цель нашей работы — заинтересовать учащихся и поднять их исполнительский уровень.

Фортепианные миниатюры составляют основу педагогического репертуара учеников как «общего фортепиано» так и «специального фортепиано». Это вполне объяснимо, ведь для ребенка образное название вызывает интерес и желание исполнить эту музыку, возбуждает фантазию и творческую инициативу. У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи, например, такими средствами являются рисунок и краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Поэтическое слово – это выразительное средство искусства поэзии. Основой танцевального искусства является танец, драматического – игра актеров.

У музыки свой особенный язык – язык звуков. Музыкальными звуками можно передать голоса зверей и птиц, изобразить сказочного персонажа, наделив образ яркими узнаваемыми чертами. Подобное свойство музыки называется звукоизобразительностью, и у неё тоже есть свои средства музыкальной выразительности. Уже в младших классах ученик в состоянии осмыслить и передать в игре и на словах понятные ему основные средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, темп, динамика, регистр, лад, штрихи.

Чтобы увлечь ребенка в рабочий процесс, можно использовать метод словесной подтекстовки к изучаемым пьесам. Текст обычно подбирается к метро — ритму, задаёт определённый эмоциональный настрой и помогает создать конкретный музыкальный образ. Без музыкального образа и содержания смысл нотного текста ребёнку не всегда понятен.

Благодаря словесному тексту ученики начинают отождествлять музыкальное звучание как особый музыкальный язык, который раскрывает музыкальный образ, передаёт настроение, рисует музыкальные картины. Усвоение материала происходит значительно легче, включаются положительные эмоции, элементы творчества, стимулируется ответная реакция ребёнка к процессу обучения.

  1. Работа над формированием представления о музыкальных образах в программно-характерных пьесах

Работа учащихся над музыкальным произведением многообразна. В значительной мере она зависит от самого произведения — сложности его содержания, пианистических трудностей. Кроме того, приёмы и всё течение работы всегда связаны с возрастом и психологией учащегося, его одарённостью, уровнем музыкального и общего развития. Работу над произведением условно можно разделить на 3 этапа. Первый этап — посвящён созданию общего представления о пьесе, о её основных художественных образах. Второй этап — постепенное углубление в сущность музыкального произведения; на этом этапе происходит овладение приёмами выражения, необходимыми для реализации художественного содержания. Третий этап — подводит итог всей предшествующей работе, приносит и качественно новое начало: художественное произведение получает законченное исполнительское воплощение, требующее от ученика единства чувства, мысли, мастерства.

Рассмотрим конкретную работу над музыкальными образами в программно-характерных пьесах на примере фортепианных миниатюр из детского альбома Германа Галынина «В зоопарке». Учащиеся класса «общего фортепиано» будут иллюстрировать все этапы этого творческого процесса. Первый этап работы характеризуется общим ознакомлением с сочинением. Очень важно провести с учеником беседу об этом произведении и его стиле, полезным является ознакомление учащегося с творчеством и биографией композитора, с исторической эпохой создания произведения, прослушать другие произведения данного автора. Всё это будет способствовать всестороннему овладению требуемым стилем, более глубокому изучению того или иного произведения.

«Огромный «могучий» талант Г. Галынина, композитора-самородка, подобно скрытому огню, вспыхнул внезапно, разгорелся необычайно ярко, сверкнул всеми гранями и трагически угас, достигнув лишь первых вершин, за которыми могли и должны были следовать ещё многие более высокие». Эти слова были сказаны Д. Шостаковичем о своём ученике Германе Галынине, студенте Московской консерватории, молодом человеке, чьё творчество сразу, с первых шагов заявило о себе как о чём-то очень значительном, выдающемся. Герман Галынин родился 30 марта 1922 года в Туле в семье рабочего. Рано оставшись без родителей и воспитываясь в детском доме, Галынин самостоятельно научился играть на нескольких народных инструментах и фортепиано. В 16 лет поступил в музыкальное училище при МГК имени П. И. Чайковского. В 1941 году, будучи студентом Московской консерватории, ушёл добровольцем в армию, где руководил художественной самодеятельностью, писал массовые песни, а также музыку к спектаклям.

В 1944 Г. Галынин продолжил обучение в Московской государственной консерватории, которую окончил в 1950 по классу композиции у Николая Яковлевича Мясковского (в период болезни последнего занимался также в классе Дмитрия Дмитриевича Шостаковича). Все основные произведения Галынина, были написаны в одно пятилетие с 1945 по 1950 годы в период учёбы в консерватории — и представляют собой экзаменационные или дипломные работы. Скончался композитор в 1966 года, прожив всего 44 года. Наследие Галынина невелико количественно, но зато очень высоко по качеству.

Рекомендацией в работе над фортепианными произведениями для меня являются слова русского, советского пианиста и педагога, профессора Московской государственной консерватории Константина Николаевича Игумнова «Сколько пьес, столько и разных способов работы». Это значит, что в творческой работе нет закоренелых стандартов, и каждый преподаватель может подобрать свой «творческий ключик» к работе с учащимся, в зависимости от его индивидуальности.

Альбом фортепианных пьес «В зоопарке» состоит из 5 произведений. Мы покажем вам работу над первыми 4 пьесами. Второй этап работы предполагает постепенное углубление в сущность музыкального произведения. На этом этапе для создания конкретного музыкального образа можно рассказать о создании произведения, предложить нарисовать рисунок, чтобы у ученика сложился свое представление о музыкальном характере пьесы. Уместно подключить метод словесной подтекстовки к изучаемым пьесам, предложить ученику самому сочить текст к метро-ритму произведения, если это не получается, то предложить уже готовые варианты.

«Слова становятся высоко значительными, когда музыка берет их на свои крылья». Все это помогает в создании конкретного музыкального образа, определённого эмоционального настроения и реализации художественного содержания пьесы. Без музыкального образа и содержания смысл нотного текста ребёнку не всегда понятен. Уже на протяжении многих лет я применяю с учащимися своего класса метод подтекстовки, используя учебные пособия других преподавателей, и убедилась, что процесс усвоения произведения с помощью него осуществляется быстрей, становится более действенным и эффективным.

«Чижик»

«Чижик-пыжик, где ты был? На Фонтанке воду пил.
Чижик в клетку не хотел, Взял, вспорхнул и улетел.

Куплеты этой шутливой песенки, связывают с воспитанниками петербургского Училища правоведения, располагавшегося на набережной Фонтанки, дом 6. Это было закрытое учебное заведение для детей дворян, основанное в 1838 г.

Чижиками называли студентов этого училища, они носили мундиры зелёного цвета с жёлтыми петлицами, зимой — шинели тех же цветов и шапки из пыжика. За расцветку обмундирования, напоминавшую оперение чижа, а также за традиционные пыжиковые шапки студентов училища прозвали «чижиками-пыжиками». Из стен этого учебного заведения вышли многие деятели культуры: среди них композиторы Петр Чайковский и Александр Серов, литературный и музыкальный критик Владимир Стасов и другие. Сейчас напротив здания бывшего училища у кромки воды Фонтанки установлен памятник чижику-пыжику в натуральную величину. Ему бросают монетки на счастье. Памятник часто воруют, но на его месте опять ставят новый памятник.

Пьесу «Чижик» исполнила Распаева Дарья (учащаяся 5 класса отделения хорового пения). Даша исполнила пьесу, а потом рассказала, как основные средства музыкальной выразительности передают образ ЧИЖИКА

Мелодия Движение мелодии поступенно, без скачков:

— в первой строчке мелодия сначала движется вниз, потом

вверх,

— во второй строчке мелодия движется вниз;

Ритм Ритм четкий, ровный,

— в левой руке – постоянные восьмые ноты;

— в правой руке – наряду с восьмыми есть четвертные и

шестнадцатые ноты;

Динамика — первая строчка исполняется на форте ( f — громко, сильно);

— вторая строчка исполняется на пиано (p — слабо, тихо)

— чижик улетел;

Регистр — музыка, передающая образ чижика звучит в высоком

регистре,

— в конце пьесы музыка опускается в средний регистр

— передает образ улетевшей птички;

Лад — лад радостный мажорный (тональность фа мажор);
Темп — темп Allegretto [аллегрэ́тто] — умеренно скоро, оживлённо;

— характер Giocoso [джоко́зо] — весело, игриво, шутливо;

Штрихи — характер быстрой, прыгающей птички передает стаккато— кратко, отрывисто;

«Зайчик»

Зайка – серая фуфайка. Всех в лесу боится зайка.
Как услышит зайка хруст – сразу прячется под куст.
Прокатился шум лесной – под кустом притих косой.
Уши длинные прижал, долго эхо провожал.

В этом небольшом произведении сочетаются множество пианистических навыков: игра стаккато, аккордами, быстрая смена рук. Дети не замечают этих трудностей, они увлечены образами прыгающего зайчика и крадущейся лисы. Смена образов (заяц – лиса) определяет штрихи, динамику, регистр и движение мелодии.

Пьесу «Зайчик» исполнила Березникова Мирослава (учащаяся 6 класса отделения музыкального фольклора) После исполнения она рассказала, как основные средства музыкальной выразительности передают образы ЗАЙЧИКА И ЛИСЫ.

Мелодия — там где мелодия передает образ прыгающего зайчика, она

развивается на месте;

— когда мелодия передает осторожно подкрадывающуюся лису, она движется поступенно снизу вверх;

Ритм — ритм четкий, ровный, в основном восьмыми нотами;

Динамика — образ прыгающего зайчика — звучит на форте ( f — громко,

сильно);

— образ подкрадывающейся лисы — звучит на пиано (p — слабо,

тихо);

— заканчивается пьеса на пьяни́ссимо (pp — очень тихо) – зайчик убежал;

Регистр —музыка, передающая образ зайчика звучит в высоком регистре;

—музыка, передающая образ лисы звучит в среднем регистре;

Лад — лад радостный мажорный (тональность до мажор);
Темп — темп Allegro [аллегро] — скоро

— характер Leggiero (лэджьэро) — легко;

Штрихи — образ прыгающего зайчика передается с помощью коротких форшла́гов – это мелодические украшения, которые обозначаются мелкой перечёркнутой нотой, с немецкого языка это слово переводится как удар перед нотой;

— образ крадущейся лисы передает стаккато — кратко, отрывисто;

«Медведь»

Детям общение с природой, с миром животных особенно близко. Оно их обогащает и радует. Поэтому композиторы, ориентирующиеся на их возраст, часто дают музыкальные характеристики животных. В этих случаях медведь — один из самых любимых детьми персонажей. У многих композиторов есть свой «Медведь» (Д. Шостаковича, С. Слонимского, В. Ребикова). Дети любят большого, косолапого, кажущегося им добродушным, медведя.

В пьесе «Медведь» композитора Г. Галынина, желая передать известный им образ, дети быстро находят приемы звукоизвлечения — играют всем весом руки, тяжелым и мягким звуком, также изучение этой пьесы помогает закрепить им знания нот басового ключа. Композитор изобразил в ней медленно шагающего медведя, напевающего зычным голосом протяжную медвежью песню. Для этого он использовал низкий регистр фортепиано и медленный темп. Многократные повторения одного и того же мотива в партии правой руки не будут однообразными и монотонными, так как интонирование со словами поможет раскрыть образ в движении. Также слова помогут добиться чёткого ритма, прочувствовать триоль, сильные доли и опорные звуки. Можно с учеником поиграть в ансамбле: преподаватель — партию левой руки, ученик — партию правой и наоборот. Это помогает уложить ритмически ровно мелодию с триолями в правой руке, и осознанно исполнять ба́ссо остина́то на двух нотах «ДО» и «СОЛЬ» в левой руке, передающую тяжелую поступь медведя. (Ба́ссо остина́то с итальянского basso ostinato — буквально упорный бас). Говоря о подтекстовке, помимо известного всем варианта из сборника «Первая встреча с музыкой» А. Д. Артоболевской, советской пианистки, преподавателя МГК им. Чайковского и ЦМШ, мы нашли ещё один интересный вариант Озеровой Е.Н.

Озерова

Евгения Никитична

Артоболевская

Анна Даниловна

Тихо в лесу.

Мне надоело в берлоге

лежать одному.

Только спать и скучать…

Выйду я в лес…

Там на пеньке посижу,

На цветы погляжу,

Сладкий мёд поищу…

ОX-OХ-OX-OX,

OХ-OХ-OX-OX…

Ох, тяжело мне

Лишь в берлоге лежать.

Всю-то зиму лежать,

И лежать, и скучать…

Ох, тяжело мне

Все в берлоге скучать, Только лапу сосать,

Только спать и ворчать…

При формировании художественного образа, важно научить ребенка осмысленно и эмоционально передавать художественный замысел композитора. Любой образ вызывает у ребенка эмоции, именно они делают музыку живой и красочной т.к. детям легче воспринимать музыку с текстом.

Если ученик не готов сочинить свои слова, то он должен сам выбрать тот вариант, который больше соответствует его представлению о художественном образе в исполняемом произведении.

Пьесу «Медведь» исполнила Чеботарева Ксения (учащаяся 4 класса, отделения музыкального фольклора). Она учится на двух отделениях: музыкальный фольклор и живопись. К исполняемой пьесе она нарисовала свою картину. Так живописно она представляет образ медведя. После исполнения Чеботарева Ксения расскажет, как передают образ основные средства музыкальной выразительности.

Мелодия — мелодия правой руки, передающая образ поющего медведя, развивается на месте, только к концу фраз движется вниз;

— мелодия левой руки, передающая тяжелую поступь медведя,

исполняется на двух нотах «ДО» и «СОЛЬ»;

Ритм — ритм четкий, ровный, основывается на четвертных нотах;
Динамика — образ шагающего как бы издалека медведя, напевающего

медвежью песню, начинается на пиано p (слабо, тихо);

— медведь приближается, и его песня звучит на меццо форте mf (умеренно громко), медведь удаляется и песня затихает заканчивается пьеса на пьяни́ссимо pp (очень тихо);

Регистр — музыка, передающая образ медведя звучит в низком регистре;
Лад — лад грустный минорный (тональность до минор);
Темп — темп Moderato (модерато) — умеренно;

— заканчивается пьеса указанием Laisser vibrer (лессэ вибрэ) — играть с правой педалью, которая служит для удлинения
звуков (удлиняется последний звук — медведь опять лег в берлогу спать);

Штрихи — образ шагающего медведя в левой руке усиливает комбинация знаков тенуто и стаккато называется PORTATO портато: все звуки исполняются подчёркнуто, в то же время отделены друг от друга небольшими паузами «дыхания»; ( Тену́то — указывает на то, что нота должна исполняться с полным выдерживанием её длительности, без возникновения паузы между соседними нотами, Стаккато — кратко, отрывисто;)

«Лебеди»

Лебеди — самые величественные и гордые птица из всех существующих на земле. Чаще всего, образ лебедя в искусстве представлен как образ романтический, и это находит отражение в музыке, балете и литературе. Ни об одной птице не сложено столько легенд и преданий, мифов, сказок, стихов и песен, как о лебеде. В них эти благородные птицы олицетворяют все самые лучшие качества.

Русский композитор Николай Римский-Корсаков написал оперу «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (именно таково полное название сочинения, в точности повторяющее пушкинское). В своем произведении композитор намеренно усилил прекрасный образ Царевны Лебедь.

Вдохновленный постановкой оперы художник Михаил Врубель написал полотно «Царевна-Лебедь».

Выдающийся русский композитор П.И. Чайковский создает балет «Лебединое озеро», в основу которого положена простая и непритязательная немецкая сказка о девушке-лебеде. Эта сказка была превращена композитором в волнующую поэму о верной любви.

Не оставил равнодушным образ лебедя и французского композитора Камиля Сен–Санса. Удивительную музыку написал композитор, а знаменитая балерина Анна Павлова создала образ «Умирающего лебедя» на музыку этого композитора.

В своем творчестве не обошел эту тему и Герман Галынин. Его пьеса «Лебеди» из цикла «В зоопарке», имеет трехчастное строение: I часть рисует картину безмятежной водной глади, III часть этого произведения полностью повторяет I часть, т.е. является репризой. I и III части обрамляют среднюю часть – образ кружащейся в танце пары лебедей.

Пьесу «Лебеди» исполнила Южакова Ксения (учащаяся 7 класса, отделения музыкального фольклора). После исполнения ученица рассказала, как образ танцующих лебедей передают основные средства музыкальной выразительности.

Мелодия — мелодия I и III части движется поступенно, в основном, восьмыми нотами, что полностью соответствует вальсовому характеру произведения; поступенное движение придает мелодии плавность и певучесть;

— мелодия II части, движется сверху вниз, квартами поступенно, и передает образ кружащейся в танце пары лебедей;

Ритм — ритм четкий, ровный, четвертными нотами;
Динамика — образ танцующих на безмятежной водной глади лебедей звучит всегда на пиано p (слабо, тихо),

— музыкальные фразы раскрашены знаками « < » крещендо (итал. сrescendo) постепенное увеличение силы звука, и « > » диминуэндо (diminuendo) постепенное уменьшение силы звука;

Регистр — вся пьеса звучит в среднем регистре;
Лад — лад грустный, минорный (тональность ре минор);
Темп — термин «tempo di valse» (тэмпо ди вальса) — в темпе вальса,

помогает передать образ кружащихся (как бы танцующих) на воде лебедей;

Штрихи —образ кружащейся в танце пары лебедей, передает legato (легато) термин, обозначающий исполнять связно, без разрывов между звуками;

Ксения Южакова тоже учится на двух отделениях. Исполняя это произведение, она представила тихую ночную заводь и кружащуюся пару маленьких лебедей. Именно это она и нарисовала на своей картине.

По мере овладения различными трудностями, основное внимание учащегося постепенно перемещается на вопросы, связанные с целостностью исполнения, выявлением общего исполнительского замысла, то есть на содержание завершающего третьего этапа работы. На этом этапе в наибольшей степени сказывается художественная индивидуальность музыканта: мастерство, артистизм, темперамент, вдохновение, творческая воля. Если ранее педагог должен был избегать того, чтобы делать все замечания сразу, то после «сквозного проигрывания» пьесы он делает сразу все указания, необходимость в которых выявилась в процессе исполнения; к третьему этапу ученик уже подготовлен к охвату всех замечаний.

Ученик – исполнитель, он стремится органично объединить в одно художественное целое все частности, все отработанные детали, добиться цельности художественного впечатления. Все удачно найденные и закреплённые в сознании и в ощущениях движения полностью подчиняются одной цели: правдиво и искренно выразить содержание исполняемого произведения. Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, на его образ. Осознание выразительного значения тех или иных средств музыкальной выразительности, позволяет ученику воспринимать музыку полноценнее, осознаннее. Важную функцию при изучении выполняют изображение и слово, они помогают детям проникнуться необходимым эмоциональным настроем. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на исполнении.

  1. Заключение

Итак, что же способствует развитию образного музыкального мышления ребенка? Это и музыкальный материал – яркий и разнообразный, близкий по музыкальным образам и настроениям; и живописная иллюстрация или рисунок, соответствующий характеру исполняемой пьесы; текст подтекстовок, информация о подобных произведениях у других композиторов. Образному восприятию содержания во многом способствует и программное заглавие, которое «вводит» ребёнка в мир исполняемой им музыки. Всё это помогает созданию собственного музыкального образа и, позднее, нахождению нужного движения рук, нужной звуковой палитры. Увлекаясь этой творческой работой, педагог «заряжает» ученика своим темпераментом, заинтересованностью, «полетом идей», пробудив в нём ответные чувства. Так создаются условия для развития ярких музыкальных впечатлений, для успешной работы над художественным образом.

И финалом в этом творческом процессе могут стать классные концерты – это дает возможность для каждого ребенка реализовать себя посредством музыки, и получить новые знания, слушая выступления других учеников. Эти концерты являются хорошей психологической подготовкой к экзаменам и конкурсам. Дети слушают друг друга, дают оценку своему выступлению и игре других. Это помогает им в дальнейшем самим избегать многих ошибок.

Говорить о музыке непросто. Музыкальные мысли порой содержат в себе столь широкий смысл, что любое словесное пояснение будет выглядеть слишком узко. Как сказал немецкий композитор Роберт Шуман: «лучший способ говорить о музыке – это молчать о ней». Многие выдающиеся музыканты высказываются в таком же плане. И все же детям говорить о музыке НАДО.

  1. Список литературы
  1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.,М.- 1971
  2. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой.
  3. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. — Ленинград, Советский композитор- 1973
  4. «Вопросыметодикиначального музыкального образования», ред. В. Натансон, В. Руденко, Москва, «Музыка», 1981.
  5. Кулесов. И. П. «Галынин Г. Г. Музыкальная энциклопедия» — М, 1973
  6. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. – М.,1982
  7. Смирнова Т.И. Интенсивный курс по фортепиано. Метод.рекомендации: Пособие для преподавателей, детей и родителей [4. изд. испр. и доп.]. — М. 2003
  8. А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»;М.: «Классика XXI», 2013г.