НОО Профессиональная наука, Нижний Новгород, ул. Горького 4/2, 4 этаж, офис №1

Научная статья «Проблемы практики сюжетно-ролевых игр в современных дошкольных учреждениях»

Проблемы практики сюжетно-ролевых игр в современных дошкольных учреждениях

Абдурахманова Оксана Тариеловна

Г.Нижний Новгород, МАДОУ детский сад №453

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы использования в ДОУ современных сюжетно-ролевых игр в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена современного общества.

Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, современные дошкольные учреждения, педагог.

В настоящее время проблема игры детей дошкольного возраста становится с каждым днем все актуальнее. Родители начали гонку за ранним развитием и обучением. Воспитатели строго следуя плану занятий не оставляют воспитанникам свободного времени для игры. Все это приводит к тому, что игра перестает занимать ведущее место в жизни ребенка. В основном внимание уделяется интеллектуальному обучению и раннему изучению букв цифр и языков. Игра практически исчезает из жизни ребенка. И это приводит к тому, что дети не умеют играть. На мой взгляд, важной задачей педагога и родителя становится возвращение игры как ведущего вида деятельности ребенка. Это возможно достичь только общими усилиями. Мой семилетний педагогический опыт показал, что наиболее интересной для детей формой игры, является сюжетно-ролевая игра. В игре придумывается сюжет -значит развивается фантазия. Играя, дети ведут диалоги между собой- значит развивается речь. Почти всегда используются заместители предметов- развивается воображение. Дети выбирают костюмы, тем самым проявляют творчество. В игре участники познают окружающий мир. Дети знакомятся с действиями и взаимоотношениями взрослых. У них развивается самооценка, они начинают оценивать свои возможности, качества среди других детей. От самооценки сильно зависит отношение к успехам и неудачам. В детских садах содержание сюжетно-ролевых игр часто не соответствует особенностям субкультуры современного ребёнка. На мой взгляд, проблемой ДОУ является то, что необходимо учитывать, что существуют игровые темы, которые явно утратили свою актуальность для современного дошкольника. Зачастую в предметно-развивающей среде детского сада, можно найти такие игры как например, «Почта», «Библиотека», «Ателье». Для того чтобы играть в данные сюжетно-ролевые игры ребенку необходимо получить наглядный опыт из реальной жизни взрослых. Сейчас взрослые давно пользуются электронной почтой, а компьютер и Интернет стал обычным явлением. Люди теперь редко отправляются посылки или бандероли. Соответственно из нашей жизни давно ушло содержание для отражения в сюжетно-ролевой игре «Почта». Дошкольник практически не соприкасается с таким социально значимым объектом, как библиотека, так как изменился образ жизни взрослых. Сейчас любую справочную, художественную литературу можно найти за несколько секунд в сети Интернет, кроме того родители стремятся покупать детям книги, часто книга как таковая заменяется аудиокнигой . Родители уже давно покупают готовую одежду, а не шьют ее в ателье. При этом такие социальные явления, как почта, библиотека, швейная мастерская и др., содержательно раскрываются воспитателями в процессе организации работы по ознакомлению с социальной действительностью. Важным является ,то что в этих сюжетно-ролевых играх отсутствует эмоционально-значимое содержание для отражения в игре. Сегодня дети придумывая игры основываются на информации из мультфильмов и компьютерных игр.У современных дошкольников появились новые игровые сюжеты и новые роли. Так например стали актуальными такие сюжетно-ролевые игры как поход в кафе «Макдоналдс», «Салон красоты», «Салон сотовой связи» «Банк» и др. Педагоги очень часто в развитии коммуникативной компетентности дошкольника часто испытывают затруднения в ее реализации, связанной, в основном с их низкой игровой грамотностью и игровой культурой. Воспитатель в начале на мой взгляд должен взять на себя ведущую роль в игре и стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру интересное новое содержание и новые умения. Главное иметь ввиду, что игра не должна строиться на принуждении, это свободное проявление воли ребенка, в игре нельзя загонять ребенка в какие бы то ни было жёсткие рамки. Обучение игре должно представлять собой механизм естественной помощи воспитателя ребенку. Оно включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре а так же наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры. Умение начать игру также важно, как и умение прекратить, или перевести ее в другое русло, именно этому педагог должен помочь научится ребенку. Н.А. Виноградова выделила пять основных функций, которые выполняет сюжетно-ролевая игра: мотивационно-побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную.(1) Поэтому современным дошкольным учреждениям необходимо учесть в сюже тно-ролевой игре ту социальную действительность в которой ребенок живет и развивается, а главное, вернуть сюжетно-ролевой игре ведущую роль.

Литература

1.Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. – М. : Айрис-пресс, 2009. – 128 с.