Майоров Денис Александрович
старший преподаватель кафедры живописи
Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, г. Орел
Член ВТОО «Союз художников России»
Основным методом изучения реалистической станковой живописи является изображение с натуры, будь то этюд или длительная учебно-творческая работа. Натурные постановки должны соответствовать высоким образовательным и эстетическим требованиям, воспитывать у обучающихся художественный вкус и чувство гармонии. Именно при изображении с натуры студенты познают закономерности построения реалистической формы в пространстве с помощью тона и цвета.
Собрать или организовать натурную постановку, будь то натюрморт или портрет натурщика — ответственная задача, требующая от студента наличия эстетического вкуса и художественной культуры. В процессе изучения дисциплин изобразительного искусства, студенты должны научиться самостоятельно организовывать постановки для занятий живописью или рисунком. Рассматривая вопрос организации натурных постановок по живописи, следует прежде всего руководствоваться учебными программами.
Студенты должны учиться самостоятельности в организации натурных постановок по живописи — натюрморта, портрета, фигуры. На первых порах можно воспользоваться примерной тематикой постановок, рекомендованных соответствующими учебными программами.
Естественно, что постановки должны организовываться по принципу «от простого — к сложному» и соответствовать жизненной правде. Это требование должно определять подход к подбору модели, типажа, костюма, сюжетного замысла. Любая имитация, бутафория, подделка под жизненную ситуацию недопустима.
Недопустимо использование предметов, воспитывающих дурной вкус: искусственные цветы, пестрые, «кричащего» цвета драпировки и т.п.
Постановки должны быть содержательными, собранными по тональным и цветовым пятнам, интересными по композиционно-пластическому построению, вызывать творческий интерес и желание заниматься живописью. Если речь идет о натюрморте, то предметы необходимо подбирать таким образом, чтобы они сочетались по тематике и в то же время были бы разными по размеру, форме и материальности.
В условиях вуза большая часть времени обучения художников-живописцев отводится на изображение человека. Организуя постановку с живой моделью, по возможности, следует подбирать человека с выразительной пластической характеристикой, с ясно выраженными психологическими особенностями и профессиональной принадлежностью. Последнее нередко выявляется или подчеркивается художником через позу, мимику, жест, определенные атрибуты. Однако не следует увлекаться обилием деталей, дабы не утерять самое главное – индивидуальной пластической характеристики той или иной модели, передачи живописной цельности и выразительности образа. Не стоит использовать надуманные позы и жесты, все должно соответствовать жизненной правде, быть естественным, а не надуманным. Зачастую бывает и так, что модель сама подсказывает ту или иную позу, движение или жест. В любом случае будет полезным объяснить натурщику свой творческий замысел. Перед тем как перейти к работе на холсте, крайне полезно сделать несколько набросков с той или иной позы, и лишь после этого утвердить подходящий вариант для живописи. На всех этапах — от организации постановки до завершения живописи, следует заботиться о живописной гармонии и цельности изображения. Необходимо внимательно относиться к каждому компоненту натурной постановки — вводить лишь те предметы, которые помогают выявить характерное а также соответствуют замыслу, создают красивый тонально-цветовой ритм. Иногда представление о живописности постановки отождествляется с красочностью костюмов, драпировок и другого антуража. В погоне за подобной «живописностью» модель стараются одеть в яркую пеструю одежду с многочисленными украшениями. Чтобы зрительно «уравновесить» цветовую организацию, в постановку вводится все больше компонентов с яркой окраской. Это приводит к дробности, усложнению задач, а нередко и к безвкусице
Весьма полезно и необходимо изучать опыт мастеров живописи, их практику по организации постановок. В печати осталось немало воспоминаний учеников И.Е. Репина, В.А. Серова, К.П. Брюллова, П.П. Чистякова, К.И.Коровина, А.К. Саврасова, Б.В. Иогансона, свидетельствующих об их самом серьезном и внимательном отношении к рассматриваемому вопросу. Например, И.Е. Репин сознательно ставил своим ученикам натюрморт из предметов, сближенных по цветовым оттенкам, чтобы развить способность находить и передавать тончайшие живописные отношения в сближенных тонах. Подобный подход к работе с учениками можно видеть у многих других мастеров живописи, имена которых перечислены выше.
Помимо всего прочего, в организации постановки важное значение имеет умелое использование света. Удачное освещение позволяет с достаточной ясностью и четкостью выявить конструктивные особенности, пластические качества, характер формы, тонально-цветовые отношения натуры, придать ей определенную эмоциональную выразительность, цельность. Падающие тени от одних предметов на другие не должны скрывать больших форм, главного. Насыщенные деталями формы желательно объединить большой тенью или светом. Следует разнообразить условия освещения, место организации постановок, всесторонне использовать принципы контрастного сопоставления. Полезно ставить постановки на активном свету (например, на окне), возле источника света или, наоборот, в глубине помещения на отдалении от окон, в затененном месте, при боковом, прямом, верхнем, рассеянном свете, на различном удалении от рисующего. Темные предметы можно располагать на светлом, светлые на темном, насыщенные по цвету на монохромном фоне и т. п. Такое сопоставление позволяет понять, как при различных условиях освещения, окружения и пространственного удаления натуры изменяется ее общее тонально-цветовое состояние, выразительность, что в свою очередь требует каждый раз иного творческого подхода к решению композиционных, живописно-пластических задач.
Ставить постановку нужно так, чтобы она имела хороший обзор, не теряла своей содержательности, привлекательности с нескольких точек зрения. Надо учиться также успешно решать поставленные задачи не только с кажущихся выгодных мест, при которых натура вроде бы уже «скомпонована», но и путем поиска композиционной, живописно-пластической выразительности этюда, максимального использования ракурса, движения модели, точки отхода, линии горизонта, формата, цветовых характеристик натуры, света и т. д. Во всяком случае, в вопросе выбора места, композиционного решения этюда не должно быть штампа, «сложившихся традиций». Живописец должен варьировать различные подходы, постоянно стремясь к творческому поиску.
В восприятии предмета определенное значение имеет фон. Изменение фона неизбежно влияет на видимый цвет, тон, контрасты, детали, пространственное положение и даже на кажущуюся величину предмета. Как правило, в учебных постановках на первоначальном этапе, особенно в живописи головы, фигуры, чаще используется фон спокойный, простой, светлее или темнее собственных теневых мест натуры, чтобы хорошо, цельно читалась большая форма. В любом случае фон должен быть менее активным, особенно по цвету, деталям, контрастам, нежели первый или второй план натуры. В противном случае для начинающего живописца задача цельности окажется трудно разрешимой.
При групповых занятиях постановки можно организовывать и и совместными усилиями, порой под руководством преподавателя. Это будет способствовать развитию творческого мышления, выработке общности взглядов, приобретению опыта в организации постановок.
В заключение следует отметить, что умение организовывать натурные постановки является неотъемлемой частью компетенций будущего художника – живописца, его профессиональной культуры и способствует созданию произведений живописи высокого уровня.
Литература
- Г.В. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. Москва, «Просвещение»,