Майоров Денис Александрович
старший преподаватель кафедры живописи
Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева,
член ВТОО «Союз художников России»
Аннотация: в статье рассматриваются роль тональных и цветовых отношений в пейзажной живописи и методика работы ими. Статья адресована студентам, преподавателям и всем интересующимся пейзажной живописью.
Ключевые слова: живопись, пейзаж, тональные отношения, цветовые отношения.
Пейзажная живопись – одна из неотъемлемых составляющих курса изобразительного искусства, изучаемых на художественно-творческом факультете вуза. Однако, из-за ограниченности учебных часов, выделяемых на ее изучение, будет весьма полезным осветить особенности живописи пейзажа.
Как и в любом жанре реалистической живописи, в пейзажной все строится на отношениях. Отношениями в живописи называют соотношения света и цвета, в частности пропорциональные соотношения освещенных и затененных участков изображаемой натуры рассматриваются как тональные отношения. В среде художников понятие «тон» употребляется преимущественно для обозначения степени светлоты предметов, силы освещения изображаемых объектов. Следует отметить важнейшее значение верно взятых тональных отношений, независимо от того, идет ли речь о пленэрном этюде или о законченном пейзаже-картине. Именно верно взятый тон играет важнейшую роль в реалистической пейзажной живописи, т.к. он создает убедительность в изображении. И.Е. Репин рассказывая о секретах мастерства, шутливо говорил, что он лишь «кладет верный тон на верное место». Из-за особенностей зрения, люди по разному способны воспринимать природные цвета: кто-то видит цвет в более холодноватых оттенках или наоборот, в более теплых и все эти особенности зрения обогащают живопись. Такова природа зрительного восприятия, но что касается тона, то здесь независимо от цветового восприятия, необходимо учиться точно передавать тональные отношения. Тогда независимо от степени восприятия зрения (в более теплом или более холодном колорите), при соблюдении пропорциональных соотношений цвета, его светлоты и насыщенности, изображение натуры будет оставаться верным. Главное в пейзажной живописи – это передача состояния природы, и прежде всего, именно верно взятый тон играет в ней важнейшую роль, определяет целостность восприятия натуры, гармонию цветовых пятен и общий строй холста. Определенную роль в живописных отношениях играют психофизические и физические закономерности: явления цветовой адаптации, тональные и цветовые контрасты, законы оптического смешения цветов. Тональные отношения выражают взаимодействие света и цвета натуре, будь то работа на пленэре или живопись по представлению. Природа, пространственная среда всегда предстает перед нами в цельности и гармоничности, благодаря совокупности взаимосвязанных между собой рефлексов. Именно рефлексы, действуя друг на друга, создают тональное и цветовое единство. Если этого не увидеть, то изображение получится пестрым и не убедительным.
Чтобы научиться верно передавать тональные отношения, прежде всего надо упражняться в рисовании пейзажа. Полезно предварительно изучить репродукции с набросками и рисунками мастеров-пейзажистов: И. Левитана, Ф. Васильева, И. Шишкина, И. Айвазовского и других. Изначально рисунки могут выполняться линейно, но в дальнейшем следует переходить к тональному изображению. В качестве материала могут использоваться карандаши различной мягкости, древесный уголь, карандаш «ретушь» и им подобные средства. Следует рисовать в разное время дня и при разной погоде: пасмурное утро, солнечный полдень, тихий вечер и т.п.
Начиная работу над пейзажем, следует продумать композиционное решение найденного мотива. Необходимо учитывать, что различные объекты изображения: (деревья, кустарники, водоем, какие-либо постройки) будут выглядеть по разному в зависимости от выбранной точки зрении времени суток, пасмурной или солнечной погоды и освещения. Разница в освещении порой сильно меняет пейзаж: например, в солнечный день освещенные утренним светом деревья и постройки вечером будут выглядеть силуэтами. Все эти факторы подразумевают различные композиционные решения выбранного мотива. В процессе живописи, увлекшись передачей тональных и цветовых отношений, не следует пренебрегать рисунком, ведь рисунок – это основа реалистической живописи. Необходимо внимательно следить за передачей пластической характеристики натуры, упражняться в рисовании различных пород деревьев, архитектуры, облаков и т.п. При этом следует добиваться цельности изображения, несмотря на то, что в природе много мелких форм и деталей.
На практике необходимо развивать восприятие тона и цвета именно в пропорциональных отношениях между ними, учиться видеть объект изображения в целом, сравнивая цветовые пятна между собой. Этот принцип один из важнейших при обучении реалистической живописи, он целиком и полностью относится и к пейзажу.
Работая над этюдом, наметив рисунок, надо как можно точнее определить общий тон, т. к. в течение дня освещенность сильно меняется. Следует внимательно присмотреться к выбранному пейзажному мотиву, определив в нем самые темные и светлые пятна, понаблюдать насколько одна часть выглядит темнее другой, сравнить между собой похожие по цвету пятна и другие нюансы. Существует такое расхожее выражение среди художников: «Выдержать этюд в тоне». Оно означает, что все изображаемые предметы и их поверхности должны быть во столько же раз темнее или светлее относительно друг друга, во сколько раз они темнее или светлее в натуре. Этого и стоит добиваться, разрабатывая тональную составляющую холста.
Что касается цветовых отношений, то они не менее важны при работе над пейзажем, их необходимо передавать в тех же отношениях, что и в натуре. Следует добиваться нюансировки, т.к. окружающий нас материальный мир зрительно воспринимается, опираясь на сравнительные показатели пропорций, цвета или светлоты предметов. Очень важно передать не только тональные отношения, но и цветовые, т.е. верно взять цветовую насыщенность. Например, пожелтевшие кроны кленов и берез будут иметь различные степени цветовой насыщенности в пределах желтого цвета. Ошибки и неточности в передаче цветовых отношений влекут смещение пространственных планов в пейзаже, не дают убедительности в передаче материальности изображаемых объектов. Опытный пейзажист знает, что точного цвета с натуры взять нельзя, т.к. в природе все меняется в зависимости от освещения, влажности воздуха, его загрязненности и не бывает одинаковых по краскам состояниям, все дни разные. Исходя из этого, в живописи пейзажа все строится на отношениях и не стоит напрямую списывать с натуры цвет, что нередко делают неопытные художники.
Живопись цветовыми отношениями чем-то напоминает нахождение пропорций при рисовании, когда не копируют величины, а находят их видимые величины и их соотношения в пропорционально уменьшенном размере. Именно верно взятые пропорции позволяют узнавать предметы в рисунке. Похожая закономерность важна и в живописи, где необходимо работать не действительной силой тона и цвета, а их пропорциями. Именно пропорциональное равенство видимых глазом отношений создает впечатление жизненной правды. Это в каком то смысле сродни музыке – гармоничное и правдивое по краскам живописное изображение сродни музыкальной мелодии, где сам по себе, отдельный музыкальный звук ничего не дает, но в гармоничном единстве с другими звуками создает мелодию. И эту мелодию можно играть или в высоком, или в низком регистре – она останется той же мелодией. Но если нарушить звуковую гармонию – мелодия распадется. Данный пример применим и к живописи, где гармония и единство тонально-цветовых отношений создают жизненно правдивое изображение. В живописи можно разную красочную гамму, более или менее насыщенную или светлую, но нельзя терять взаимосвязь предметов по силе цвета. Поэтому при работе с натуры необходимо уметь видеть и постоянно сравнивать между собой тона как по силе цвета, так и цветовым оттенкам.
Порой понятие «тон» в живописи соседствует со словом «валер» (из французского), которое часто употребляют при характеристике колористических качеств живописи. Валеры или валерная живопись – это тонко найденные живописные отношения, заключающие в себе всю правду тона и сложность цветовых отношений натуры. Любая работа с натуры начинается с определения самого светлого и самого темного цветовых пятен в пейзаже. Все остальные пятна сравниваются с ними, живопись ведется путем постоянных сравнений. Нельзя написать какой либо объект, например дом и надворными постройками, а потом добавить к нему небо и лужайку на переднем плане. В пейзаже все объекты изображения находятся в тональной и цветовой взаимосвязи, в одинаковых условиях освещения, влажности воздуха, его прозрачности. Исходя из этого, работа должна вестись одновременно на всех участках холста. Данный метод позволит в дальнейшем правильно вести деталировку в нужных местах и в случае необходимости обобщить холст, таким образом, сохранив целостность, убедительность и жизненную правдивость изображения. Однако, в том случае, если тональные отношения взяты неверно, то последующая цветовая разработка не позволит создать правдивое и убедительное отображение натуры, исчезнет впечатление материальности, пространства, освещенности в пейзаже.
Подводя итог, следует отметить, что одним из главных критериев мастерства пейзажиста является умение передать в своем произведении цветовое многообразие природы с помощью ограниченных красок палитры.
Список литературы
- А.В. Виннер. Как работать над пейзажем масляными красками. Москва, Сварог и К, 2000г.
- Могилевцев В.А. Основы живописи. Учебное пособие. — СПБ.:4арт, 2012 г.