Соболева Т.И.
Учитель ГБОУ СОШ с. Верхние Белозерки Самарской области
Аннотация. В статье говорится о восстановлении образа нравственного человека как личности цельной, самобытной, свободной, гуманной, ориентированной на сохранение ценностей национальной истории и культуры русского языка с помощью разработанной программы для школьников «Как не гордиться мне тобою, о Родина моя!».
Ключевые слова: патриотическое воспитание, гражданин, культура.
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина. Принцип государственной политики в области образования, провозгласившие гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, русскому языку. [1] Семье, обеспечивающие защиту и развитие ребенка системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей определены Законом «Об образовании РФ».
Актуальность проблемы, по нравственно – патриотическому воспитанию, на сегодня является одной из особо важных для современного общества, так как это целенаправленный процесс приобщения детей к ценностям конкретного общества. Согласно «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России», патриотизм является одной из базовых национальных ценностей нашей страны. [2]
В последнее время были утеряны многие общечеловеческие ценности. В людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу и даже близким и родным. Детям стали чужды такие понятия. Как милосердие, сочувствие, сострадание и уважение к людям труда.
Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с младшего школьного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка и именно от того, каким предстанет перед школьником его малая родина. [4] Какие эмоции и чувства вызывает, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма.
Исходя из вышеизложенного, в целях повышения эффективности патриотического воспитания подрастающего поколения необходима разработка и принятие программы патриотического воспитания. Ощутимый вклад в формирование гражданской личности, сочетающей в себе нравственную, правовую и политическую культуру должна внести современная школа.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо направить совместные усилия школы и семьи на формирование у детей младшего школьного возраста патриотизма и гражданственности. Эта программа дает широкие возможности для разносторонней деятельности учителя и ученика по разным направлениям воспитательной деятельности, одним из которых является духовно – нравственное.
Программа «Как не гордиться мне тобою, о Родина моя!» составлена на основе концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программой образовательного учреждения. Программа рассчитана на начальную школу (1-4 класс) с преемственностью на среднее и старшее звено.
Данная программа позволяет привлечь обучающихся к работе по возрождению и сохранению культурных, православных и духовно-нравственных ценностей страны, родного края, школы через овладение технологией социального проектирования.
Программа имеет комплексный характер: предполагает воздействие на эмоциональную, когнитивную, ценностно-ориентационную и поведенческую сферу личности; организацию эффективного взаимодействия основных участников воспитательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей и окружающего социума).
Содержание программы связано с реальной жизнью участников, предполагает развитие их способностей и использование знаний, умений и навыков, которые будут получены при реализации программы, в дальнейшей жизни обучающихся.
Особенность программы заключается в: интеграции (объединение курса патриотического воспитания с русским фольклором, что дает возможность проводить увлекательные мероприятия) и использовании компьютерных технологий и интернет-технологий в процессе создания проектов, разработки форм для проведения занятий, утренников, праздников, учебных пособий.
Для разработки и реализации программы «Как не гордиться мне тобою, о Родина моя!», был проведен опрос на выявление уровня знания детей об истории села, достопримечательностях, людях труда, героях, о родословной, о культуре народов, о природе родного края. Проанализировав диагностические данные, выявили, что до реализации программы преобладают очень низкие показатели уровня знаний детей.
Целью программы является формирование у младших школьников основ патриотизма в процессе гражданско-патриотического воспитания. Создание условий для реализации программы патриотического воспитания.
В соответствии с поставленной целью, были выдвинуты задачи:
— Формировать устойчивый интерес к приобретению новых знаний по
истории родного края, русского языка, истории нашего отечества, боевых,
трудовых и культурных традиций, устоев народа.
— Формировать патриотическое воспитание на примерах героической борьбы, подвигов, служению стране.
— Создать позитивные установки, для обучающихся на добровольческую деятельность – волонтерство.
— Воспитать положительное отношение обучающихся, к здоровому образу жизни, как одному из главных путей достижения нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В программе представлены основные содержательные линии воспитательной работы: «Я и моя семья»; «Малая Родина»; «Россия – Родина моя»; «Мы – патриоты (военно-спортивное направление)»; «Волонтерское движение»; «Сохраним природу – для наших потомков»; «Культуно-историческое наследие», а также методическое и материально-техническое обеспечение программы и механизм ее реализации. Особо следует отметить, что Программа учитывает возрастные особенности обучающихся, поэтому цели и задачи с каждым годом усложняются, а содержание расширяется и углубляется.
Успешность в формировании нравственно – патриотического воспитания у школьников во многом зависит от того, как организована работа в школьной образовательной организации, от методической оснащенности деятельности педагогов. Разработка методического обеспечения – одна из наиболее важных в системе образовательной деятельности. Разработанное педагогическое и методическое обеспечение программы предполагает:
- комплекс учебных и специальных программ, методик по организации и проведению патриотического воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы, например таких как:
— семья и социум: собрания, конференции, тренинги, беседы, чтение, ринги, вечера, консультация, составление родословных, дни семьи, субботники, анкетирование.
— режимные моменты, внеурочная деятельность: индивидуально – групповые занятия, беседы, массовые, игры, художественно – творческая деятельность, мультимедийные технологии, исследовательская деятельность, экскурсии, выставки, смотры – конкурсы, КВН, поисковая работа.
— образовательная деятельность: опыт, диагностики, проекты, презентации, дидактические игры, мастер — класс , выставки.
- использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;
- активное использование метода коллективно-творческого дела, метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успехе, сотворчества и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, метода творческой и учебно-исследовательской, поисковой деятельности, различные методики изучения личности, гражданской мотивации, изучение среды и ее влияние на воспитание (анкетирование, опросы).
После реализации разработанной программы по патриотическому воспитанию «Как не гордиться мне тобою, о Родина моя!», был проведен повторный опрос, целью которого стало – оценить эффективность данной программы и выявить динамику в уровне знания детей по патриотическому воспитанию.
Было проведено сравнение результатов до и после реализации программы.
Рисунок 1. Продуктивность программы по патриотическому воспитанию и поддержки русского языка мы видим на динамике роста.
Сравнительный анализ полученных результатов позволил выявить, что по истечении срока реализации программы в социально значимых проектов не только обучающихся, но и их родителей, результат дал положительную динамику и становится необходимым и значимым.
Следует отметить, что благодаря разработке и реализации программы патриотического воспитания детей «Как не гордиться мне тобою, о Родина моя», повысился духовно-нравственный уровень развития личности обучающихся. А так же сформировался устойчивый интерес к приобретению новых знаний по истории родного края, русского языка, истории нашего отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа.
Библиографический список:
- Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2015 — №4 – с. 23.
- Бородина, А.В..Мы и наша культура. – Москва 2015г.
- Выгодский Л. С. Нравственное воспитание / — Пед. Психология. – М.: 2014- с. 138.
- Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 — №8 – с.17.
- Залялиев, Ш.Ш. Основы национального воспитания. Изд. «Магариф»,2016 г.
- Научно-методический журнал «Классный руководитель», Москва 2017 — №1 — с. 22.
- Роготнева А. В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях // Пособие для педагогов, М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2017.
- Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (СИПКРО) Т. В. Плахова «Патриотическое воспитание школьников и учащейся молодежи» Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. – Самара, 2007 г.